Новосибирск 4.1 °C

Как противостоять экстремизму?

31.08.2010 00:00:00
Как противостоять   экстремизму?
Неофашизм, ксенофобия и религиозная нетерпимость — актуальные проблемы современности.

Исторический опыт показывает, что отношения между народами и нациями нередко были напряженными и трагическими. Так, русские земли испытывали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. По Средней Азии и Закавказью огненным валом прокатывались войска Тамерлана. Открытие Колумбом Америки сопровождалось ограблением и уничтожением индейцев. Племена и народы Африки захватывались колонизаторами. В ходе мировых войн ХХ века беспощадно уничтожались или подвергались жесточайшему угнетению те или иные нации, народности. Историческая вражда не могла не сказаться на национальном сознании. В нем до сих пор бытуют национальные предрассудки, неприязнь, корни которых уходят в далекое и не очень далекое прошлое.

В наше время стало очевидным, что прежние варианты решения национальных проблем себя исчерпали, что национальная рознь, национальная вражда, национальное недоверие, как правило, — следствие накапливавшихся годами ошибок и промахов в национальной политике. Обостренное национальное самосознание, нетерпимость к малейшим нарушениям национального равноправия пронизывают духовную атмосферу нашего времени.

Сегодня во многих странах мира существуют законы, в рамках которых государству запрещено принимать какое-либо участие в определённых актах религиозной нетерпимости или отдавать кому-то предпочтения в пределах границ данного государства. В других странах может существовать религиозная предпочтительность, вызванная, например, признанием одной или более религий государственными. В одних странах существуют законы о богохульстве, запрещающие диффамацию религиозной веры, которые иногда могут являться способом оправдать религиозную нетерпимость. В других существуют законы, запрещающие любые формы богохульства. Связь между религиозной нетерпимостью и законами о богохульстве наиболее тесна, если такие законы применяются только по отношению к одной религии. Например, в Великобритании богохульные заявления нарушают закон, только если они направлены в адрес англиканской церкви. В Пакистане богохульство в отношении догматов Корана наказуемо либо пожизненным заключением, либо смертью. Китай, Мьянма, Ирак и Судан — это те страны, в которых, по данным международных организаций, преследуют людей за их религиозные взгляды и практику.

И уже сейчас мы не можем игнорировать тот факт, что религия внесена в повестку дня международных отношений экстремистскими элементами, которые принимают активное участие в создании напряженности и угрожают стабильности, согласию и даже миру путем провокации и подстрекательства по религиозным мотивам.

Из всего этого следует, что существует реальная необходимость в объединений сил транснациональных, государственных и общественных организаций в борьбе с шовинизмом, политическим экстремизмом, всеми видами ксенофобии, с языком вражды, с преступлениями на основе межнациональной и межрелигиозной ненависти.

Ситуация осложняется еще и тем, что на территории Европы (в Германии, Прибалтике), в странах СНГ — Украине, России сохраняется высокий агрессивный уровень ксенофобии и распространение расизма. Ксенофобия и шовинизм стали частью предвыборных технологий ряда радикальных партий и движений этих стран. Издаются расистские и неонацистские книги и брошюры, пропагандирующие ксенофобские мифы, подстрекающие к насилию против представителей отдельных народов и конфессий.

В России нападения скинхедов на представителей этнических меньшинств, граждан африканских стран — уже не редкость. Однако власти пока еще редко принимают адекватные меры против откровенно экстремистских, расистских, неонацистских и ксенофобских групп молодежи. Многие преступления на почве ненависти квалифицируются всего лишь как хулиганство.

Зерна ненависти дают ростки и в сфере культуры. Определенную популярность на Украине, в прибалтийских странах, Германии получают художественные произведения, прославляющие авторитарный режим и возбуждающие ненависть к представителям этнических меньшинств, рок-музыка «белого сопротивления», шовинистическое направление в живописи. Разжигается межнациональная рознь. Увеличиваются нападения по расистским мотивам, ксенофобские и национал-шовинистические высказывания постепенно перекочевывают со страниц газет на стены домов и заборы. Следовательно, параллельно растут и шовинистические настроения в обществе.

Такой уровень ксенофобии, равно как и межэтнической и межконфессиональной вражды, угрожает самим основам существования демократического государства и препятствует формированию гражданского общества, разобщает и подрывает его безопасность.

Нам всем сегодня необходимо осознать, что важнейшим условием прогресса современного мира является сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия. И в этом смысле одним из положительных примеров на просторах СНГ может выступить опыт толерантности и бесконфликтного развития такой многоконфессиональной и полиэтничной страны, как Казахстан. Этот опыт признается международными специалистами модельным, то есть таким, что может стать образцом для других стран.

Считая важнейшей доминантой в процессе сохранения глобальной безопасности обеспечение толерантности, развитие межрелигиозного диалога и мирного сосуществования этнических групп, Казахстан стремится играть роль универсального «моста» между Востоком и Западом. Эта центральноазиатская страна активно продвигает свои идеи и накопленный опыт в построении гармоничного полинационального общества, ратует за объединение усилий в этом направлении таких авторитетных международных организаций, как ОБСЕ и Организация исламской конференции.

Эпоха религиозных войн ушла в прошлое. Но проблема распространения экстремизма во всех его проявлениях приобретает сегодня глобальный характер, представляющий реальную угрозу социальному благополучию граждан, межнациональному и межконфессиональному миру, государственной и общественной безопасности. В этих условиях, естественно, одной из основных целей государственной политики наших стран в национальной и религиозной сферах является обеспечение гражданского мира и национального согласия, достижение взаимопонимания и толерантности между различными мировозренческими и религиозными группами, а также нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению этноконфессионального экстремизма, сепаратизма и их неизбежных последствий.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: