Новосибирск -0.6 °C

Бриллиантовые проекты Большого театра Сибири

16.09.2010 00:00:00
Бриллиантовые проекты Большого театра Сибири
Новый сезон откроется «Лебединым озером» и «Кармен».

«Танцевальное лето» в Париже стало для наших артистов своеобразным «окном в Европу», а предстоящие гастроли балета Парижской национальной оперы в Новосибирске задуманы как событие поистине грандиозное, масштаб которого нам ещё предстоит почувствовать и оценить... Рассказывают директор театра Руслан ЕФРЕМОВ и художественный руководитель балета, народный артист России Игорь ЗЕЛЕНСКИЙ.

Фестиваль «Танцевальное лето» в Париже, в котором приняла участие балетная труппа НГАТОиБ, проходил на одной из самых престижных площадок французской столицы — в театре Шатле, основанном еще в 1862 году. Фестиваль был посвящен русской балетной школе, и его гостями стали два коллектива: Балет Михаила Барышникова и труппа Новосибирского театра оперы и балета.

Парижские впечатления

— Для нас это знаменательные гастроли, — считает Руслан Ефремов, — ведь Новосибирский театр не был в Париже с 1967 года. Так что впервые за этот продолжительный период времени мы имели возможность представить свои спектакли в самом центре французской столицы — на площадке Шатле.

Новосибирцы показали парижанам 18 спектаклей, поэтому без преувеличения можно сказать, что это был настоящий театральный марафон. А исполнение знаменитых «Половецких плясок» навеяло ассоциации с «Русскими сезонами» — теми самыми, которые организовывал Сергей Дягилев в начале прошлого века. «Вечер Баланчина» был показан также в «Саду фонтанов» старинного города Нима, известного своими древнеримскими памятниками. Кроме того, на сцене Шатле было проведено десять открытых уроков классического танца со зрителем.

— Я думаю, не осталось ни одного француза, который не услышал бы этого слова — «Новосибирск», — говорит Игорь Зеленский. — Реклама была сделана на всех автобусах, в метро, и повсюду было написано — «Новосибирский балет». На гастроли в Париж выехали шестьдесят наших артистов, в основном молодежь, и очень радостно, что они показали себя достойно. На последнем нашем спектакле занавес открывался 18 раз, и Диана Вишнева, которая танцевала со мной, говорила: «Я сегодня чувствую себя Майей Михайловной!» Не то чтобы этот последний наш спектакль был самым лучшим, просто реально чувствовалось, что народ прощается с нами. И уже шли предварительные разговоры о том, что хотят нас увидеть еще раз.

Париж — балетный город с мощными традициями, которые формировались десятилетиями. Поэтому неудивительно, что во время гастролей новосибирские артисты находились под пристальным вниманием парижских знатоков, требовательнейших «критиков в бабочках», которые «ходят на спектакли, наверное, с 1920 года — все знают, все видели... И очень приятно было разбирать нюансы, которые замечают только профессионалы, приятно было услышать хорошие отзывы».

— Французская публика отличается тем, что, если ей что-то не нравится, она выражает это открыто, — добавляет Руслан Ефремов. — И наоборот, если что-то ей по душе, она не лукавит. Это очень хороший индикатор.

Судя по всему, парижанам понравилось выступление новосибирцев, и это открыло возможности для дальнейшего сотрудничества. Руководство театра сообщает, что на сегодняшний день уже ведутся переговоры с некоторыми центральными европейскими городами, в том числе — с Лондоном, Мадридом, Турином...

— Думаю, для наших новых постановок все двери будут открыты, — выражает надежду Игорь Зеленский. — Мы работаем, двигаемся вперед, становимся конкурентоспособными.

Чем удивит сезон грядущий?

Новый балетный сезон откроется 26 сентября — в этот день зрители увидят обновленную версию «Лебединого озера». А начало оперному сезону положит спектакль «Кармен», который состоится 28 сентября. И конечно, коллективу театра предстоит осуществить несколько интересных гастрольных проектов.

— Наш театр отправляется в Таиланд, на XII Международный фестиваль музыки и танца в Бангкоке, — сообщает Руслан Ефремов. — Фестиваль откроется оперой «Князь Игорь», на спектакле будет присутствовать коронованная принцесса Таиланда, и это добавляет нашим гастролям почетности.

В Таиланде будет представлена широкая программа, которая, естественно, предполагает большое количество участников: «завоевывать» Бангкок отправляются более 250 артистов. Когда фестиваль завершится, новосибирцы поедут в Южную Корею — с 7 по 10 октября в Сеуле будет демонстрироваться опера «Князь Игорь».

Что же касается новых постановок, осенью состоится премьера оперы Чайковского «Иоланта», и, по словам директора театра, это будет не просто обновление, но практически новая редакция спектакля. Во второй половине сезона новосибирцы увидят оперу Леонкавалло «Паяцы», а весной коллектив театра планирует завершить работу над «Спартаком».

6 октября Игорь Зеленский приглашает любителей балета на свой бенефис: зрители увидят балетный спектакль, в основе которого — песни Фрэнка Синатры. Оригинальная версия этого спектакля была поставлена на Бродвее титулованным американским хореографом Твайлой Тарп.

Новосибирские гастроли Grand Opera

В преддверии сезона — 17—18 сентября — произойдет ярчайшее и, можно даже сказать, историческое событие: впервые в сибирской столице выступит балетная труппа Парижской оперы, самого знаменитого театра Франции. На сцене НГАТОиБ трижды будет показан балет «Пахита». Этот крупнейший проект получил поддержку Министерства культуры РФ, Большого театра России, а в качестве спонсора мероприятия выступил «Газпромбанк».

— Я даже не совсем уверен, что город понимает, какого уровня проекты у нас делаются, — замечает Игорь Зеленский. — Grand Opera — один из самых (если не самый!) легендарных театров мира. И здание этого театра, и люди, которые там работают, и то, что было прежде, и то, что творится сейчас, — всё происходит на очень высоком уровне. Вся команда театра — опера, балет, руководство — экспериментирует, фантазирует. Они настоящие инноваторы! И как профессионал я скажу: наверное, стоит предварительно ознакомиться с информацией, подготовить себя к тому, что вы должны увидеть. Конечно, только от самих руководителей гастролей зависит, как они представят свой театр, как отнесутся к нашему городу. Но если говорить глобально, Grand Opera — это марка. И я даже не знаю, что еще может быть выше в нашем искусстве, чем этот театр.

Руслан Ефремов также подчеркивает, что повторный приезд полноценного, полноформатного балета из Парижа в наш город в обозримом будущем едва ли возможен:

— Участников проекта с французской стороны — 120 человек. Это достаточно много, особенно с учетом того, что между нашими городами расстояние примерно шесть тысяч километров. Все довольно сложно в организационном плане, и дело даже не в деньгах, хотя и бюджет этого проекта очень большой. Гастроли Парижской оперы вписываются в обширную программу года культурного обмена Россия—Франция, поэтому можно сказать, что три показа «Пахиты» являются, в хорошем смысле, бриллиантом этой программы — по крайней мере, для Новосибирска. Мне кажется, подобные проекты поддерживают статус нашего города как культурной столицы Сибири. И для того, чтобы Новосибирск реально приобрел этот статус, они должны войти в систему. Это невозможно без поддержки муниципальных, региональных, федеральных властей, без участия спонсоров. Когда векторы внимания объединяются, направляются к одной цели, становится возможен любой проект! В настоящий момент идей у нас много, и я убежден: Новосибирск достоин того, чтобы мы чаще были свидетелями таких проектов, как «Танцевальное лето» в Париже или гастроли Grand Opera. 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: