Новосибирск -5.7 °C

Когда позади школа

23.09.2010 00:00:00
Когда позади школа
Кто они, сегодняшние студенты-первокурсники?

В самом конце августа холл одного из новосибирских вузов гудел от возбуждённых голосов. Новоиспеченные студенты пришли устраиваться в общежитие. Вместе с мамами! Особенно комично смотрелись отдельные рослые и крепкие, «накачанные» двухметровые юноши и модельного вида девушки, безропотно водимые мамашами «за ручку» в буквальном смысле из кабинета в кабинет. Что удивительно, молодые люди нисколько не смущались своего демонстративно-зависимого положения. Ни перед друг другом, ни перед университетской администрацией. Что характерно, с развлечениями в ночных клубах те же молодые люди справляются вполне самостоятельно.

«Это действительно новое поколение!» — не то позавидовал, не то посочувствовал увиденному автор этих строк. И ему захотелось попробовать выяснить, насколько он, рождённый в начале семидесятых, отстал от жизни, если удивляется подобным картинкам из современной российской действительности. В его студенческие годы ничего подобного и представить было невозможно.

Не только учить

Анатолий Ганин, замначальника отдела по воспитательной работе со студентами НГМУ (Новосибирский государственный медицинский университет), считает, что повышенное родительское внимание вызвано беспомощностью современных молодых людей в незнакомых социальных условиях. Работая деканом лечебного факультета с 1985-го по 1997 год, он вообще был вынужден начать проводить нерегламентированные родительские собрания ещё в годы «перестройки». «Как в школе».

Отличительная черта некоторой части молодого поколения, которая единогласно отмечается приёмной комиссией НГМУ, — недостаточная словесная культура. Общая культура тоже заметно снижена. Сейчас можно без устали пенять на среднюю школу, на среднюю семью. Но в НГМУ к общей культуре отношение особое: внешний вид врача, его манера поведения должны соответствовать его статусу. Между тем иные вчерашние школьники заметно «раскрепощены», менее уважительны к старшим, к преподавателям, чем их сверстники советских времен. Некоторые из поступивших ещё не уверены — а будут ли они вообще работать врачами?

Теперь позитивный момент — на фоне результатов ЕГЭ стали выгодно отличаться «профильно мыслящие» абитуриенты. У них есть стремление к научным исследованиям, они легко вливаются в научную студенческую деятельность НГМУ. Остальные «подтягиваются» к ним по знаниям и устремлениям где-то к четвёртому курсу, когда в расписании становится больше клинических дисциплин и учиться «спустя рукава» уже не получается. Начинается врачебная практика по терапии, хирургии, акушерству, где студенты выступают в роли помощников врачей. У нынешних молодых медиков прослеживается склонность к узкой специализации. А вот в советской медицине выпускник мединститута был обязан отработать два года в указанной государством специализации, врачом общей практики в том числе. Но сейчас молодые к общей практике не стремятся. Так что о массовой подготовке «семейного врача» речь пока не идёт.

Ещё стоит признать, что теперешняя молодёжь лучше преподавателей или на одинаковом уровне владеет компьютером. Хотя самостоятельная работа в библиотеке остаётся главным методом теоретической подготовки будущего врача. Не стоит забывать и современных реалий — вместо досуга многие студенты в свободное время заняты зарабатыванием денег. С одной стороны, это неплохо — они раньше начинают практиковать, ведь подработки происходят в основном по профилю.

 Вообще, стремление не только учить, но и воспитывать у преподавательского состава НГМУ осталось. Анатолий Фёдорович сам является одним из авторов «Методических рекомендаций по воспитательной работе в НГМУ». Сей труд основан на концепции современной госсистемы — приветствуется не только подготовка профессионала, но и формирование гармоничной личности. Как-то: развитие творческих способностей, научного мировоззрения, патриотизма.

С воспитанием людей самой гуманной профессии всё выглядит вполне достойно. Жаль, не совсем ясно, отчего всё-таки современный студент не спешит (или не стремится) уйти от родительской опеки? Хотя бы от декоративной её части — от хождения «за ручку» с мамой? Может, в негосударственных вузах эта тема изучена более подробно? Специалисты в области высшего образования утверждают, что, несмотря на престиж «коммерческого» образования, именно негосударственным вузам достаётся, пожалуй, самая непростая категория студентов. Может, там кроется ответ и на наш вопрос?

Родительское собрание в... вузе

Анатолий Шабанов, директор Новосибирского филиала СГА (Современная гуманитарная академия) полностью разделяет мнение об отсутствии социализации у молодых. Причины этого Анатолий Григорьевич видит в сегодняшней активной роли матери, вынужденной в неполной семье выступать и в роли «мужчины». Как военный, полковник запаса, он против долгой родительской опёки. Но как педагог — чётко понимает реалии времени и старается сотрудничать с родителями: в СГА на первом и четвёртом курсах собирают родительские собрания. Поэтому учебная адаптация здесь происходит быстрее, чем в других вузах подобного профиля. В СГА считают, что очень важно помочь осознать каждому юному человеку (не важно, ещё абитуриенту или уже студенту) его мотив к получению образования, удивить возможностью самореализвции. Неужели преподаватели так трепетно относятся к каждому студенту? «Точнее сказать, не преподаватели, а учебные менеджеры», — уточняет особенности устройства учебного процесса в СГА замдиректора Татьяна Шорохова.

Оказывается, к каждому первокурснику «приставлен» учебный менеджер, который помогает организовать процесс самообучения. Учебные менеджеры (опытные, терпеливые педагоги с научными степенями) призваны перекинуть этакий «интеллектуальный мостик» от школьных знаний к источнику качественных, жизнеспособных академических дисциплин. Это происходит с учётом индивидуальных особенностей каждого студента. Ведь здесь готовят будущих юристов, экономистов и менеджеров в основном для госструктур. Знания даются солидные и узкоспециальные. Жёсткие школьные механизмы «обязаловки» не приветствуются, поскольку не приносят пользы практически. Конечно, бывает, что первокурсники воспринимают свободное посещение занятий как разрешение на безнаказные прогулы, проявляют излишнюю коммуникабельность на грани с развязностью. Случаются ситуации вроде: «Я вам плачу деньги — бегайте вокруг меня!» И тогда помогает педагогически выверенный соревновательный момент, формирование учебно-конкурентной борьбы. Студент постепенно становится социально подвижным, учится быть эмоционально независимым от первых результатов — в дальнейшем успех придёт обязательно.

Может, действительно всё идёт, как и должно идти? Ну и пусть советская педагогика назвала бы нынешнее поведение молодёжи девиантным (то есть отклонением от общепринятого). Времена-то нынче новые! Естественно, поведение современных молодых людей будет при любых условиях отклоняться от советской нормы. И кто сказал, что теперешняя молодёжь должна учитывать чьи-то предпочтения? Вектор развития человеческого общества по-прежнему непредсказуем, как и сотни тысяч лет назад.

Странно лишь, почему замдиректора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер считает, что российское среднеспециальное и коммерческое высшее образование не соответствуют потребностям на рынке труда? (Газета «Работа сегодня», 23—29 августа, 2010 г., статья «Молодёжь без работы»). А ещё жаль, что преемственность существующих вместе, в одном социуме студенческих поколений жива «местами», как теперь модно говорить. Кое-что учебно-административно-полезное ещё не успело отмереть, кое-что пытаются реанимировать, а что-то упущено раз и навсегда. Но, очевидно, это и есть прогресс. Успехов вам, первокурсники!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: