Новосибирск 9.3 °C

Под лежачий камень...

23.09.2010 00:00:00
Под лежачий камень...
Отметил 80-летие художник-монументалист, автор монумента Славы Александр Чернобровцев.

Когда полвека назад он ехал в Сибирь после окончания с отличием Ленинградского высшего художественного училища, друзья напутствовали: «Сашка, да там целина. Там ничего нет. Давай там!» И он «давал»!..

Теперь, пожалуй, нет ни одного человека в городе, который не знал бы его работ — мемориальный ансамбль «Монумент Славы», монументальное панно в сквере Героев Революции, роспись часовни, памятник «Паровоз Лунина» ...

В реализации большинства своих проектов Александр Чернобровцев принимал участие лично. Когда создавалось его главное творение — монумент Славы, сам вел поисковые работы: собирал по райвоенкоматам списки новосибирцев, погибших во время войны. Сам делал рельефы для своей «симфонии в камне», отливал формы, мешал гипс (размешать, подсчитал, пришлось порядка 2,5 тысячи ведер).

С созданием панно в сквере Героев Революции тоже была связана своя история. Когда в середине 50-х Чернобровцев получил предложение оформить стену, а скульптор Михаил Меньшиков — сделать бюсты для сквера Героев, сквера практически не было. Была братская могила с памятником (всем известная скала с рукой и факелом), обнесенная деревянным забором и заросшая огромной бузиной. С вырубки той бузины, вспоминает художник, и началась работа. На изготовление гигантского панно (50 фигур по 5 метров) ушло три года. Плиты пришлось таскать на себе или перевозить на подводе с лошадьми. Таким его и запомнили новосибирцы образца 50-х годов — рядом с груженой подводой, перевозящей из мастерской фрагменты будущего знакового для города панно. В своем новом виде сквер был открыт в 1959-м...

«Монументальные истории» Чернобровцева давно уже стали частью истории Новосибирска. Художник — его почетным жителем. Он, пожалуй, один из самых, если не самый успешный художник-монументалист города. Практически все его главные идеи были осуществлены. Реализовывать задуманное во многом помогали особенности характера. Он умел биться за свои идеи, убеждать, доказывать, брать ответственность на себя... Художник и не скрывает, что, не будь в его характере этой «хватки», многое так бы и осталось «в замысле»:

— Я все время активно прорываюсь и не умею отступать даже тогда, когда отступить, возможно, и надо. Потом, по окончании работы, оглядываюсь назад и всякий раз удивляюсь: «Неужели я это сделал»...

Хотя, конечно, были и неосуществленные проекты. Например, проект возведения на площади перед ГПНТБ нового символа Новосибирска — 80-метрового обелиска. Его предполагалось окружить пилонами. Пилоны сделать в форме объемной газеты. Каждую «газету» посвятить определенному событию в истории города — строительству железной дороги, оперного, Академгородка... К этому проекту, рассказывает Александр Сергеевич, возвращались в разные времена, но реализован он так и не был. Жаль ему и своего Икара — человека с реактивными крыльями, которому было так и не суждено стоять на крыше ДК им. Чкалова...

Но того, что сбылось, несомненно, больше, чем несбывшегося. И о том, что жизнь его оказалась связанной с Новосибирском, он никогда не жалел. Художник и сегодня полон проектов и идей. И, по обыкновению, — решимости отстаивать свои идеи. Такой уж характер! Под лежачий камень, как известно, вода не течет. Не ему ли, всю жизнь имеющему дело с камнем, этого не знать...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: