Новосибирск 0 °C

Цель — стать товаром! от 30.09.2010

30.09.2010 00:00:00
Цель — стать товаром! от 30.09.2010
В советское время целью образования провозглашалось формирование гармонически развитой личности.

В советское время целью образования провозглашалось формирование гармонически развитой личности (насколько она реализовывалась — вопрос другой, сейчас я говорю только об идеале). Эта цель еще ранее формулировалась в подобных (хотя и древнегреческих) словах в Античной Греции с ее так называемой «пайдейей» — системой воспитания, направленной на созидание физически и нравственно развитого гражданина. Этот идеал формулировался как «калокагатия» (от «калос» — красивый и «агатос» — добрый).

И реализовывался идеал в единстве гимнастики и музыки. Греки проводили много времени в палестре — площадке для занятий физическими упражнениями и играми. А под «музыкой» они понимали «искусство муз», т. е. совокупность всех тех дисциплин, за которые отвечали девять спутниц Аполлона, включая грамматику, математику, историю, стихосложение и др. (Конечно, идеал на то и идеал, что он в полной мере недостижим, потому что целью является идеальный человек, которым реальный человек никак стать не может.) При этом очень важным аспектом образования было воспитание ответственного гражданина, т. е. человека, который отвечал бы за свой город-государство-«полис». И граждане отвечали. Не случайно от слова «полис» происходит наше слово «политика».

Советское образование фактически исключило из идеала такую составляющую, как гражданственность, заменив ее на профессионализм, на то, что человек должен реализовывать себя в первую очередь в своей профессиональной сфере. А за гражданственность отвечала партия с ее коммунистической идеологией. Этот разрыв был трагическим и имел крайне негативные последствия. Тем не менее установка на гармонически развитого профессионала дала положительные плоды.

Современная система образования в качестве цели ставит чисто экономическую общественную потребность. Соответственно, школа, осуществляя образовательные услуги, готовит человека к вузу, начиная как можно раньше профилизацию, т. е. вместо одинакового общего образования дает разное, минимизируя то, что должны знать все. А студент вуза — это «благополучатель», получатель благ, т. е. образовательных услуг. Получая их, он превращается в товар, необходимый бизнесу, который его охотно покупает, поскольку в идеале сам участвует в формировании заказа. Система образования со страстью подставляется под бизнес, прося его великодушно прийти и сделать заказ. Требования к товару (простите, к студенту) со стороны бизнеса — набор компетенций, которые сформированы так, что не нужно задействовать рекрутинговые агентства, и тогда, по оценке нашего министра, бизнес на каждом выпускнике экономит десять тысяч долларов. Парадокс: когда появилась возможность дополнить воспитанием гражданина ущербность советской системы образования, вполне приличной в остальных аспектах, вырос уродливый гриб примитивно понятого рынка.

Подобная перспектива не может не радовать рыночников. Но она не может радовать всех тех, кто считает, что система образования — это не агентство по поставке живого товара на рынок рабочей силы, а система, отвечающая за значительную часть человеческой жизни, которая должна пройти ярко и полезно, создавая условия для формирования интересных, уверенных в себе людей, способных со временем и стать профессионалами, и взять на себя ответственность за свое государство.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: