Наша область попала в число девятнадцати регионов России по апробации нового школьного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Первый этап начался в прошлом учебном году в четвертых классах в четвертой четверти, а завершится теперь уже у пятиклассников большим праздником к Дню народного единства.
Комплексный курс состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».
Родители имеют право выбрать любой из предложенных модулей и даже во время обучения изменить свой выбор в пользу другого модуля, если сочтут это нужным. Самыми востребованными в Новосибирске оказались модули: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
В этом учебном году в четвертой четверти у четвероклассников начнется второй этап апробации курса с учетом всех замечаний и предложений. Однако, как всякое начинание, новый предмет вызывает массу споров и вопросов у учителей, школьников и их родителей. Чтобы помочь им сориентироваться и развеять некоторые страхи и сомнения, мы решили организовать прямую линию.
На вопросы наших читателей отвечает Наталья Николаевна Попова — директор Центра культурологического и религиоведческого образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
— Комплексный курс состоит из шести модулей. Кто будет решать — администрация школы или родители — какой из модулей предстоит изучать ребенку?
— Прежде всего, учитель должен рассказать родителям, что это за курс, показать все учебники. А их пятнадцать единиц (учебно-методический комплект): шесть учебников — это основы иудейской культуры, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Кроме того — книга для родителей, книга для учителя и шесть дисков по каждому модулю.
Затем родители выбирают модуль, вписывают его в предложенную учителем таблицу и расписываются за него. Преподаватель должен передать эти заявки администрации школы. А задача администрации — организовать учебный процесс. Иногда получается так, что, например, ислам в классе выбрал только один человек. Тогда нужно работать в рамках сетевого взаимодействия. То есть в какое-то время, в каких-то школах собирается по одному модулю, и начинают изучать его. Группа должна быть не меньше 12—15 человек. Или в рамках школы из нескольких классов набирается одна группа и будет изучать определенный модуль.
— А где брать учебники? Дополнительные траты не каждому по карману...
— Все учебники детям должны выдать из школьной библиотеки. На будущий год по заказу Министерства образования на каждого родителя заказали «Книгу для родителей».
— Будут ли изданы рабочие тетради для учащихся?
— Рабочие тетради будут подготовлены в ближайшее время, примерно через месяц. Мы их выставим в электронном варианте — для того, чтобы на сегодняшний день ими можно было воспользоваться. Позже мы договоримся с издательством «Просвещение», и их издадут. Сейчас идет апробация. Мы выясняем, чего не хватает. Рабочих тетрадей действительно не хватает по всем регионам. Все поняли, что они необходимы ребенку. Мы как раз сейчас работаем над этим вопросом.
— В классах есть дети разных национальностей. В семьях говорят на родном языке, у них своя религия... Не произойдет ли обособление этих детей по мировоззрению или национальной принадлежности?
— Ни в коем случае. Потому что одновременно с введением этого курса, вернее, еще раньше, начали изучать, как будут вести себя дети разных национальностей. У нас есть программа воспитания толерантности. Эта программа работает в гимназии № 13 Центрального района, где детей объединяют не по национальному признаку, а как они относятся к понятию культура. Проходят совместные праздники, школьники показывают национальные блюда, национальную одежду, танцы. Такая же работа ведется практически во всех школах, где в начальной школе примерно 50 процентов детей разных национальностей.
Классные руководители работают в толерантно-ориентированном направлении. Здесь не будет никакого обособления. Если посмотреть программу, то она как раз направлена на то, чтобы в доступной форме рассказать о добре и зле.
Великолепно написан учебно-методический комплект. В нем есть недостатки, которые мы будем исправлять. Издательство «Просвещение» с нами сотрудничает, мы работаем на сайте издательства. Если есть проблемы в учебнике, если учитель видит, что ребенок что-то не понимает, они могут эти проблемы обрисовать на сайте «Просвещение». Тогда будут внесены изменения в учебник.
— Мой сын по национальности азербайджанец. Может ли он не ходить на занятия, если весь класс выбрал модуль «Основы православной культуры»?
— С одной стороны, он имеет полное право выбора и может не ходить на этот урок; с другой — я бы посоветовала маме, если она живет в нашей стране: знать основы культуры страны, где ты живешь, не так уж и плохо!
Дети очень довольны курсом. Они занимают активную позицию, имеют право задать вопрос. Отметки не ставятся. В курсе поднимаются вопросы добра и зла, вопросы нравственности. После урока дети часто задают вопросы родителям, а родители уже волей-неволей подключаются... Благодаря ребенку им самим становится интересен этот курс. Я первый раз вижу предмет, который вводится впервые и который так заинтересовал учащихся, родителей и учителей. Потому что он относится к жизненной позиции каждого человека.
— Дети очень загружены школьной программой. Не будет ли это дополнительной нагрузкой на ребенка?
— Этот предмет не дает такой нагрузки. Например, есть предмет «Мировая художественная культура». Где-то в седьмом-восьмом классе он начинает обобщать знания, полученные на обществознании, истории... Вот это такой же гуманитарно-мировоззренческий предмет, который обобщает всё, что было наработано ребенком за все четыре года: русский язык, литературу. Там всё построено на сказках, на поговорках, и тоже есть уроки нравственности. В конце четвертого класса все эти нравственные ценности обобщаются.
Идет попытка на осознанном уровне произнести их вслух. Это очень важно. В четвертом классе детям это больше запоминается, чем в седьмом. В седьмом они уже решают, а здесь только поднимают вопросы.
— Нельзя ли сделать курс неразорванным и начинать преподавать его с начала четвертого класса?
— Пока идет апробация, и все эти неровности, шероховатости в деятельности учителя и во взаимодействии учителя, родителей, администрации мы просматриваем, изучаем, чтобы исправить ошибки. У нас есть межведомственный координационный совет в Москве при Министерстве образования, который будет сейчас решать проблему непрерывности курса и его преподавания по часу в неделю. Все эти вопросы мы знаем. Кстати, они почти однотипны для девятнадцати регионов. Сейчас пытаются сделать, чтобы курс «Основы православных культур и светской этики» начать изучать с января — разделить на две четверти по часу, чтобы было легче.
— Почему данный курс введен за счет часов литературного чтения?
— По этому вопросу необходимо обратиться в совет школы или управляющий совет вашего образовательного заведения для того, чтобы выяснить, почему это происходит. На самом деле этот курс внесен в региональный компонент, и администрация должна была продумать, каким образом в рамках регионального компонента его можно использовать.
— Нельзя ли «Основы религиозных культур и светской этики» проводить факультативным курсом после уроков и по желанию учащихся?
— Сейчас идет апробация. В рамках апробации говорится, что этот курс — обязательный. Как факультативный, скорее всего, нет. В 2012 году появится уже какая-то четкая, устоявшаяся система. Пока мы только рассматриваем, как курс будет смотреться в школьном компоненте как в региональном. Но курс этот обязательный.
— Есть ли настоящие специалисты, которые владеют знанием, методикой?
— Если учитель не проходил специальные курсы, он не имеет права вести этот курс. В марте было подготовлено по новым методикам 1286 преподавателей нового курса. Эта цифра не случайна — она была просчитана по четвертым классам общеобразовательных школ Новосибирска и Новосибирской области.
Администрация школы выбирает педагога-предметника — МХК (мировая художественная культура), история, начальные классы, — который должен пройти обучение. У нас в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования сейчас идут годичные курсы. На нескольких кафедрах существует эта тематика, и готовятся еще одни курсы. Администрация школы должна была к этому заранее подготовиться. У нас проходят семинары, создан культурологический и религиоведческий центр, учителя могут прийти к нам на стажировку, чтобы мы могли им помогать. Созданы специальные сайты, а для того чтобы мы могли общаться с учителями, у которых на сегодняшний день нет нужной подготовки, мы предлагаем им скачать скайп бесплатно и обмениваться необходимыми знаниями по нему. Но это в очень редких случаях, потому что все-таки число педагогов, которые потребуются для нового курса, было просчитано по всем начальным школам.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» носит просветительский характер, он затрагивает вопросы развития и формирования духовно-нравственных основ, что очень важно в нашей современной жизни. Здесь слиты воедино традиции, нравственные ценности нашего Отечества, которые мы, наконец, произносим осознанно и вслух. Нужно это только донести детям.