Новосибирск 0.1 °C

Качество образования: что это такое и как его измерить?

26.10.2010 00:00:00
Качество образования:   что это такое и как его измерить?
Задача выработки критериев и последующая процедура оценки качества высшего профессионального образования становятся в настоящее время весьма и весьма актуальными.

Вопросы качества образования привлекают повышенное внимание как специалистов в области управления образованием, так и практикующих преподавателей. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» поставлена задача повышения качества образования, предполагается, что государственная политика в области образования должна гарантировать необходимые условия для полноценного качественного образования, учитывать интересы и способности личности, обеспечивать достижение конкурентоспособного уровня для всех ступеней образования.

Подчеркивается, что инновации в образовании будут оправданны, если они не разрушат качество образования. «Концепция модернизации российского образования» в числе основных целей, наряду с доступностью и эффективностью, также называет качество. Отмечается, что повышение качества образования необходимо для подготовки «квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту».

Министерством образования РФ была создана специальная полиция качества и выделены зоны риска: негосударственный сектор, филиалы вузов, экономический и юридический профили высшего образования, где риск утраты качества наиболее актуален.

Вместе с тем, как справедливо отмечают эксперты, о качестве образования все говорят, но никто точно не знает, что это такое и как его однозначно и четко определить и измерить. В мировой общественной практике действуют разнообразные формы отслеживания качества в сфере образования. Ведущую роль выполняют аккредитационные и рейтинговые процедуры. Рейтинг университетов Великобритании, публикуемый газетой «Гардиан», формируется на основе следующих показателей: отношение количества студентов к персоналу университета; объем проводимых научных исследований; количество докторов наук; затраты на библиотеку; обеспеченность общежитием; доля окончивших по отношению к поступившим; количество принимаемых на первый курс; занятость выпускников; доля зарубежных студентов; оценка преподавателей студентами.

Оценка качества образования в немецких университетах формируется на базе следующих показателей: приближенность к практике; независимая оценка уровней обучения; степень развития коммуникаций; теоретический уровень; сотрудничество в исследованиях; оценка достижений вуза; деятельность студентов; уровень административного управления. Группы показателей «Делового рейтинга вузов», предложенных Российской ассоциацией малого и среднего бизнеса «Деловая Россия», включают в себя: динамику положения и продвижения выпускников на рынке труда; уровень оплаты труда молодых специалистов; уровень их востребованности у работодателей; оценка результатов их подготовки; уровень заинтересованности и практическая деятельность вуза по обеспечению качества подготовки студентов.

С целью практической оценки качества образования в новосибирских вузах при содействии управления высшего и дополнительного профессионального образования администрации области было проведено исследование. Мы ставили своей главной задачей получение совокупности независимых оценок нескольких участников рынка образовательных услуг. Опрашивались студенты и преподаватели выпускающих кафедр четырех вузов: Новосибирского государственного университета (НГУ), Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), а также руководители кадровых служб и структурных подразделений предприятий и фирм, где уже работают выпускники данных учебных заведений. В результате появилась возможность сопоставить эти оценки и взглянуть на образовательный процесс и его результаты под новым углом зрения. Кроме того, была сделана попытка сопоставить ситуацию в традиционной для нашего города сфере профессиональной подготовки — машиностроении и относительно новой — информационных технологий.

С точки зрения студентов, ценность узкоспециальной подготовки выше по сравнению с общеобразовательными курсами. Была выявлена разница в оценке содержания образования: студенты-машиностроители в целом довольны ею больше. Что же касается информационных технологий, то студенты здесь оказались более требовательными к организации и наполнению учебного процесса, здесь запросы студентов меняются более оперативно, вслед за сменой приоритетов у потенциальных работодателей.

Оценивая результаты образования, студенты должны были оставить только один из предложенных вариантов ответа (всего их было восемь), выбирая, по сути, универсальный критерий качества получаемой ими подготовки. В отличие от аналогичных обследований (проведенных, например, учеными из Московского университета или экспертами «Деловой России»), где важнейшим показателем стала карьера выпускника или уровень его доходов, в Новосибирске эти критерии не вошли в число главных: их отметил лишь каждый десятый выпускник.

Для будущих программистов главным критерием качества оказалась востребованность выпускников у работодателей, тогда как для машиностроителей в этом качестве выступило благоприятное мнение, сложившееся о вузе в городе. Можно предположить, что первые сильнее ориентированы на свою профессиональную востребованность и дальнейшую карьеру именно по полученной специальности, чем вторые, для которых отраслевая направленность получаемого образования менее значима, чем приумноженный за счет диплома о высшем образовании социальный капитал.

Что касается будущего трудоустройства, то выпускники всех направлений главными факторами его успешности считают активность самого выпускника, уровень его квалификации и наличие полезных связей. Таким образом, по мнению будущих молодых специалистов, на современном рынке труда важны прежде всего личные качества претендента на рабочее место, немаловажную роль играет также умение ориентироваться на этом рынке.

Что касается преподавателей выпускающих кафедр (т. е. тех, где студенты специализируются и готовят дипломные проекты), то здесь отраслевая принадлежность также в существенной степени определяет выбор критериев качества вузовской подготовки, а значит, и оценку ими результатов собственного труда. По направлению «информационные технологии» наиболее важную роль играет поиск оптимальной модели узкоспециальной подготовки выпускника, т. е. сочетание теоретических и практических компонентов подготовки), в случае с машиностроением это — благоприятные мнения выпускников и востребованность последних у работодателей.

Для работодателей наиболее серьезным изъяном высшего образования является отсутствие у выпускников навыков решения конкретных производственных задач. Для работодателей по направлению «информационные технологии» существенным недостатком выступает также низкая активность вузов при реализации совместных проектов по подготовке студентов, равно как и слабый учет реальных проблем отрасли при организации учебного процесса. Конкурентоспособный выпускник по данной специальности должен, в первую очередь, обладать знанием современных технологий и умением их правильно использовать; немаловажное значение имеет также наличие таких качеств, как умение применять теоретические знания для практического решения задач, высокая адаптивность к изменчивому внешнему миру, способность генерировать новое на базе полученных знаний. Наименее востребованное качество — выгодно позиционировать себя на рынке труда.

Работодатели по направлению «машиностроение» также указали на необходимость более адекватного учета реальных производственных проблем при организации учебного процесса. Успешный выпускник должен обладать такими качествами, как способность находить общий язык с разными людьми, конструктивно участвовать в деловых переговорах и рабочих встречах, а также обладать знанием современных технологий и умением их правильно использовать, способностью применять теоретические знания для практического решения задач. Наименее востребованное качество — удачливость в делах.

Большинство работодателей признавали, что приходящие к ним молодые специалисты нуждаются в тех или иных видах дополнительной подготовки, с целью адаптации к специфическим требованиям компании. Необходимость и специфика подобного рода дополнительного образования также служит важным показателем качества полученного образования. С точки зрения обеих групп работодателей, главной проблемой для молодых специалистов остается недостаток практических навыков и умений; существенно и то, что у выпускников отсутствует опыт работы в команде. Работодатели по направлению «информационные технологии» также обращают внимание на такие стороны профессиональной подготовки, как незнание традиций и специфики отрасли, недостаточное владение иностранными языками и психологическую незрелость молодых специалистов в своей отрасли. Работодатели по направлению «машиностроение» предлагают скорректировать содержание специальной теоретической подготовки, а также способы информирования выпускников о традициях и специфике той отрасли, где они предполагают строить свою профессиональную карьеру.

Оценка работодателями качества полученной молодыми специалистами профессиональной подготовки находится в тесной связи с отраслевой принадлежностью эксперта и диктуется отраслевой спецификой требований к приходящему на работу выпускнику. Существующие на сегодняшний день стандарты подготовки в значительной степени адекватны требованиям рынка труда (который, как утверждают большинство экспертов, заинтересован не в выпускнике с узкоспециальной подготовкой, которая устареет раньше, чем студент выйдет из стен вуза, а в специалисте, демонстрирующем способность к эффективному самообразованию). Но есть и существенные претензии, которые, по сути, включают в себя сумму требований работодателей к качеству образования в высших учебных заведениях профессионального образования.

Рассуждая о шагах, призванных исправить ситуацию с качеством образования, наиболее часто упоминаются такие меры, как создание внутривузовских систем качества, внедрение системы сертификации, ориентация на потребителя образовательных услуг, внедрение в образовательных учреждениях систем менеджмента качества, проведение мониторинга качества преподавания на основе периодических опросов студентов. Вместе с тем следует иметь в виду, что попытки нормативно описать требования к молодому специалисту — выпускнику вуза в логике самих учебных заведений или министерства, равно как и апелляция к представлениям работодателей, звучат привлекательно, но реальные перспективы их применения пока не очень просматриваются. Только установка на выработку гибкости освоения знаний и умений, на вхождение в практику реальной деятельности в процессе обучения, на способность к эффективной социализации в меняющихся условиях может обеспечить необходимый результат.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: