Новосибирск 3.3 °C

Про политику и демократию

18.11.2010 00:00:00
Про политику   и демократию
Ещё раз о мнении народном.

Нынешней осенью Аналитический центр Юрия Левады провел целую серию опросов в различных регионах страны. В общем, речь шла о политике: интересуемся ли мы ею, как оцениваем сегодняшнее состояние нашего общества, что такое, по-нашему, патриотизм и т. д.

О демократии

Первый вопрос, естественно, был такой: «Насколько вы в целом интересуетесь политикой?» Ну а поскольку этой темой исследователи занимаются аж с 2003 года, то есть возможность сравнить, сопоставить и сделать определенные выводы.

Картина получается такая: в октябре 2010 года в той или иной мере интересовались политикой около трети опрошенных, а вот не интересовались в два раза больше! Хорошо это или плохо — ответы могут быть разные, зависит это от принципиальных личностных установок. Зато можно четко говорить о динамике предпочтений. За три последних года, например, тех, кто «очень интересуется», стало в два раза меньше, а тех, кто совсем политикой не интересуется, — в полтора раза больше. Так что тенденция налицо.

Как мы развиваемся? Вопрос этот далеко не праздный, потому что, как ни крути, на всех выборах он неизменно становится определяющим. Развитие демократии у нас увидели 39 процентов, нарастание хаоса — 16, а становление авторитаризма — 13 процентов. Похоже, что мнение наших сограждан меняется в лучшую сторону. За последнюю пятилетку тех, кто видит развитие демократии, стало на семь процентов больше. А тех, кто узрел хаос и анархию, — чуть ли не в два раза меньше (в октябре 2005-го таковых было аж 30 процентов).

Но вот он, вопрос ребром: можно ли сказать, что в России сейчас «демократическое общество»? Единодушия мнений не наблюдается: «можно» — сказали 34 процента, «нельзя» — 47. За десять лет число оптимистов выросло на восемь процентов. Отметим еще, что каждый пятый ответить затрудняется...

А теперь зададимся вопросом: что же такое есть это самое «демократическое общество»? Социологи предложили 11 вариантов ответов — выбирать можно было несколько. На первом месте оказались демократические свободы — 45 процентов, на втором — ответственность властей перед избирателями — 31, на третьем — общество равных шансов — 27 процентов. Если сравнить сегодняшние данные и данные десятилетней давности, то окажется, что больше всего выросло внимание в обществе к демократическим свободам (плюс 15 процентов), возможности населения влиять на действия властей (плюс восемь процентов) и к демократическим альтернативным выборам (плюс семь процентов). Наоборот, меньшее внимание теперь вызвала забота государства о простых людях — было 24 процента, стало 17. Но зато число затрудняющихся ответить значительно сократилось — вместо 18 процентов теперь только восемь.

Что такое патриот?!

Задали вопрос в лоб: «Считаете ли вы себя патриотом России?» И получили ответ, над которым теперь надо голову ломать. Потому что патриотов у нас в России оказалось 70 процентов, не считающих себя таковыми — 19, ну и, как всегда, нашлись затруднившиеся в ответе — их 11 процентов. Есть повод для размышления, особенно если вспомнить, как отвечали на тот же самый вопрос десять лет назад. Так вот: патриотов теперь на семь процентов меньше! Те, кто из этого разряда, так сказать, выбыл, практически в равной пропорции перешли в две оставшиеся графы.

Хотя, может быть, дело еще и в том, что означает быть патриотом. Наверняка у каждого есть свое определение. Социологи предложили шесть вариантов и попросили выбрать наиболее подходящий. Самый популярный ответ такой: «любить свою Родину!» За это высказались 59 процентов. Кстати, и в 2000-м цифры были примерно такие же.

Вариант «действовать во благо для процветания страны» предпочли 27 процентов, а по 22 процента получили сразу два варианта: «стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее» и «защитить свою страну от любых нападок и обвинений». Вот еще интересный вариант: «считать, что у твоей страны нет недостатков». Сторонников такой точки зрения оказалось шесть процентов.

Что вы думаете о...

У наших сограждан социологи всегда интересуются не только мнением о собственной стране, но и о тех, с кем мы живем в одном мире. Конечно, в первую очередь задавался вопрос об отношениях с США. Разные бывают периоды в отношениях великих держав — время от времени возникает напряженность по тому или иному поводу. Но в целом климат этих отношений оценить можно — он явно позитивный. Так, хорошо относятся к США 56 процентов, плохо — 29. Положительная динамика за этот год — два процента, что, в общем-то, неплохо.

Что мы думаем о своих европейских соседях, точнее сказать, о Европейском союзе? Здесь позитива еще больше: «хорошо» — 68 процентов, «плохо» — 16. Положительная динамика впечатляет: четыре процента за девять месяцев. Интересно, что хорошо относятся к Украине тоже 68 процентов, а вот тех, кто выбрал вариант «плохо», чуть больше — 20 процентов. Но совершенно очевидно, что избрание президентом Украины Виктора Януковича оказало большое влияние на отношение россиян к своим соседям. Один только факт: в январе 2010 года плохо относились к Украине 36 процентов опрошенных граждан России! Снять за девять месяцев такой массив негатива в отношениях братских стран — это дорогого стоит.

Отдельный разговор о международных организациях. Если остановить на улице среднестатистического россиянина и поинтересоваться, какие международные организации он знает, то ответ очевиден: он назовет НАТО, Евросоюз и ВТО. Итак, как мы к вышеназванным структурам относимся?

Уже навязла в зубах тема вступления России во Всемирную торговую организацию — столько написано и сказано о всех плюсах и минусах этого процесса... Чем-то эта история напоминает сказку про белого бычка — возможно, поэтому доля тех, кто одобряет вступление России в ВТО, упала за шесть лет с 58 до 44 процентов. В основном разочаровавшиеся перекочевали в разряд затруднившихся: с ответом теперь затрудняется каждый третий. Ну а противников вступления в ВТО как было больше 20 процентов, так и есть. На данный момент 24 процента.

С НАТО тоже получается интересная история. Закончились романтические иллюзии по поводу того, что новую Россию так называемый свободный мир встретит с распростертыми объятиями, начнется прямо-таки братская дружба и т. п... Недолговечными оказались эти мифы — столкновение с суровыми геополитическими реалиями не могло не отразиться на настроениях россиян. Судите сами: в июне 2004-го 44 процента (вот ведь удивительное дело!) полагали, что сближение России с НАТО, конечно, идет нам на пользу. А в нынешнем октябре сторонников этой точки зрения оказалось ровно в два раза меньше. И опять-таки большинство разочаровавшихся перекочевали к затруднившимся, которых теперь насчитывается треть. Ну а противников движения с НАТО у нас 45 процентов. Между прочим, бывало и больше: в апреле 2008-го насчитали 49 процентов...

Ну и напоследок о Европейском союзе. Стоит ли России стремиться к тому, чтобы в будущем вступить в эту организацию? Положительный в той или иной мере ответ дали 56 процентов, отрицательный — 23. Надо сказать, что за шесть лет предпочтения практически не изменились — ситуация колебалась в пределах аналитической погрешности. Хотя вопрос, конечно, не то чтобы интересный, а достаточно странный, потому как никто нас там не ждет: уж больно мы большие и ни на кого не похожие.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: