Новосибирск 9.7 °C

Прикоснуться к Истории...

18.11.2010 00:00:00
Прикоснуться к Истории...
В наш город привезли 22 работы Ильи Глазунова из цикла «Поле Куликово».

Кто против Глазунова, тот против России?

Илья Глазунов, безусловно, самый спорный художник современности. Для одних он — национальный гений, для других не более чем «китч в живописи». В разные годы против Глазунова единым фронтом выступали и искусствоведы, и коллеги-профессионалы (как реалисты, так и авангардисты), и непрофессионалы-интеллигенты. Массовая публика при этом художника буквально боготворила и выстраивалась на его выставки в многолюдные очереди...

Впервые новосибирцы смогли лично познакомиться с творчеством живописца в 1989 году. Тогда Глазунов сам с большой выставкой приезжал в наш город. Теперь у нас появилась еще одна возможность составить собственное впечатление о работах, по поводу которых сломано столько копий. В залах Художественного музея выставлено 22 живописных полотна цикла «Поле Куликово» из коллекции Тульского музея изобразительных искусств.

Искусствоведы НХМ, которые привезли выставку в наш город, предпочитают говорить не столько о ее художественных достоинствах, сколько о патриотическом значении творчества художника и возможности приобщения через его полотна к великой русской истории:

— Мы думаем, что с этой точки зрения экспозиция вызовет безусловный интерес, — говорит куратор выставки искусствовед Ольга Шабалина. — Куликовская битва — это событие, которое действительно способно вызвать гордость своей историей и своей страной...

Действительно, вряд ли стоит превращать открывшуюся выставку в новую арену дискуссий. Во-первых, создан цикл еще в 80-м году, когда в арсенале Глазунова еще не было ни его нашумевшей «Мистерии XX века», ни его знаменитой «Вечной России». Да и вообще наивно, согласитесь, «наезжать» из нашего далека на столь колоритную и признанную мировым сообществом фигуру, как Глазунов, — ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительного члена Российской академии художеств, профессора, народного художника СССР, почетного члена Королевских академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалера «Золотой медали Пикассо», лауреата премии Джавахарлала Неру, лауреата Государственной премии Российской Федерации... И это далеко не все его регалии.

И еще одно. В публикациях дружественных художнику авторов часто звучит: «Кто против Глазунова, тот против России. И наоборот». (Приводятся эти слова то со ссылкой на западногерманский «Шпигель», то просто с присказкой «как сказал один известный писатель»). А кому же охота быть «против России»?

Теперь о самой выставке...

На поле Куликовом

Над своим циклом Глазунов работал несколько лет. Свой замысел он воплощал на основе исторических материалов, летописей, жития Сергия Радонежского и московского князя Дмитрия, изучения древнерусской повести «Задонщина», народных преданий и легенд. Посещал художник неоднократно и поле Куликово, которое, как известно, находится на территории Тульской области. Презентация цикла состоялась в Тульском художественном музее в дни юбилейных торжеств по поводу 600-летия битвы. Позднее работы были закуплены у автора Министерством культуры и переданы музею.

Всего цикл состоит из тридцати работ, в тульском музее находятся 24, в Новосибирск привезены все полотна коллекции, кроме двух самых больших и сложных для транспортировки. Но их присутствие в экспозиции, как представляется, вряд ли бы смогло в корне изменить общее впечатление от просмотра.

В своем «Поле Куликовом», по словам художника, он в первую очередь стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего». Цикл действительно можно с успехом использовать в качестве иллюстративного пособия к параграфу учебника по истории Древней Руси. Историческое ристалище представлено в нем буквально поэтапно. А именно: подготовка к битве («Канун. Перед Куликовской битвой», «Гонец»), само сражение («Поединок», «Засада», «Туман», «Бегство татар»), далее временная победа и ликование врага («Временный перевес») и, наконец, триумф русского войска и возвращение в родные края («Возвращение»).  В полотнах «Штурм града», «Хан Мамай» разрабатывается тема врагов. На включенных в цикл картинах-портретах изображены князь Дмитрий Донской; княгиня Евдокия; игумен Троицкой обители Сергий Радонежский, благословивший князя Дмитрия с его войском на великую победу... Все правильно и красиво. И лица русских княгинь вдохновенны, и Мамай представлен как национальный типаж, и само Куликово поле с его ландшафтом, восходами-закатами и уникальными травами («Поле Куликово», «Верный конь») не противоречит пейзажам с фоторабот, что сопровождают выставку. Все это должно трогать и потрясать. Но почему-то не потрясает. Как не потрясают выполненные без души театральные костюмированные постановки, как не потрясают — забавляют, не более того, — кадры из мультфильмов про богатырей и русских красавиц...

И были мы в таком своем восприятии, к сожалению, не одиноки. Открытие выставки прошло при большом стечении народа. Но собравшиеся в своем подавляющем большинстве ограничились лишь беглым просмотром, уже через полчаса к гардеробу потянулась очередь покидающих вернисаж. Да и профессиональных художников на открытии не было. Впрочем, не будем загадывать, возможно, настоящий зритель Ильи Глазунова еще впереди. Да и вообще, почему-то есть уверенность, что пустовать выставочные залы не будут. Школьные учителя уже, наверное, поставили выставку «на карандаш» и составляют планы будущих экскурсий в целях патриотического воспитания учащихся.

Первая из таких экскурсий состоялась уже в день открытия....

За «белых» или за «красных»?

Буквально за 15 минут до последнего музейного звонка на экскурсию привели ребятишек (на вид лет пяти-шести) из школы раннего развития «Созвездие». Именно эта непосредственная публика и выполнила, и перевыполнила все планы по эмоциональности восприятия. За себя и за взрослых. Юные дарования заинтересованными группами стояли у полотен, дискутировали и вступали в оживленные споры, где «белые», где «красные». После просмотра документального фильма о Куликовской битве (он демонстрировался с экрана тут же) они до удивления быстро разобрались в перипетиях отечественной «баталистики» и досматривали экспозицию уже более осмысленно. «Юноши», которым мы адресовали вопрос: «Что понравилось больше всего?», уверенно направились к полотну «Поединок». Барышни отдали предпочтение портретам княгини и монгольской девушки...

Главную миссию своего живописного цикла сам Илья Глазунов видел в том, чтобы (цитируем) «еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох». Будем считать, что в этом пункте он свою миссию выполнил.  Останутся ли эти совсем юные зрители, и повзрослев, в числе поклонников его таланта? Тут, как говорится, поживем — увидим...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: