Новосибирск 2.8 °C

С ЕГЭ не лудьше от 25.11.2010

25.11.2010 00:00:00
С ЕГЭ не лудьше от 25.11.2010
С ЕГЭ не лудьше от 25.11.2010

В этом году в Новосибирской области ЕГЭ по обществознанию сдавали больше восьми тысяч человек, ЕГЭ по литературе — около восьмисот. Что нам нужнее? Можно сказать, что обществознание нужнее, потому что оно помогает социализироваться, делает человека гражданином. Если бы это было так, то это было бы еще полбеды. К сожалению, по моим наблюдениям, гражданское сознание вовсе не формируется. Как раз на эти вопросы курса ребята отвечают хуже всего.

А вот то, что без знания великой русской литературы и отечественной истории они не станут российскими гражданами, — это уж точно. Ведь именно литература с начала Нового времени играла роль воспитателя, особенно в России. А сейчас уже не удивляешься студенческим открытиям вроде тех, что «Войну и мир» написал Тургенев, иногда Гоголь, иногда Достоевский. Правда, в ответ на вопрос: — «Не Толстоевский ли?» — смеются. Скоро перестанут.

На фестивале «Белое пятно» приводилась цифра, что если в начале 90-х гг. в 80 процентах семей родители читали книжки своим маленьким детям, то сейчас — в 7—10 процентах. Дети уже часто не знают таких сказок, как «Репка» или «Колобок». А что говорить о коллективном семейном чтении?

Можно, конечно, оправдываться тем, что это тенденции общемировые, связанные с компьютеризацией, информатизацией и т. п. Это верно лишь отчасти. Тенденции не приходят с Марса. Надо ли бежать за ними, закатив глаза и даже опережая их? Если родители любят и знают литературу, так или иначе это детям передается.

С ЕГЭ по литературе ситуация совсем интересная. Сначала шли споры о том, как проводить этот экзамен. Потом Министерство образования, не придя ни к какому компромиссу с учителями, просто решило проявить политическую волю и сделало этот экзамен необязательным. Я глубоко убежден, что волю нужно проявлять иначе. Учителя оказались заложниками проявленной воли, потому что им приходится вести двойную бухгалтерию: либо они учат литературе (и тогда ребята не могут сдать ЕГЭ), либо они натаскивают ребят на тесты. Либо параллельно. Я спрашивал нескольких лучших учителей литературы, помогает ли им ЕГЭ? Ответ однозначный и очевидный: конечно, мешает, и очень сильно. Почему все хорошее у нас должно делаться вопреки той самой воле? И ведь это на фоне нашего назойливого шоу-бизнеса, заполняющего в том числе и государственные каналы и честно играющего свою антивоспитательную оболванивающую роль.

Понятно, что если исчезает читатель, то исчезает и писатель, т. е. литература как явление. Был в свое время хороший анекдот о том, кто такие Моцарт и Чайковский, с ответом: это те, кто пишет музыку для мобильников. При таких тенденциях Толстой и Достоевский окажутся теми парнями, которые сочиняли что-то для клипов, но забыты, потому что нынешние шоумены сочиняют их лучше и смешнее.

Иначе говоря, вместо того, чтобы пытаться сохранять свою самобытность, мы ее в упор расстреливаем.

У нас пока еще 180 тысяч библиотек. Надо полагать, что перевод их на автономное финансирование резко уменьшит это количество. Так что и с этой стороны все схвачено.

И последнее: литература — это искусство, демонстрирующее высшие возможности языка. Понятно, что русская классика несовместима с таким его знанием, когда то и дело встречаешь «скочать», «лудьше», «сдаровье» и т. п. А про запятые и двоеточия и говорить нечего.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: