«Парадиз» проводится уже в 23-й раз. Каждый год фестиваль-приз преподносит что-нибудь новенькое. Уже второй сезон подряд принцип отбора работ на фестиваль организуется по принципу «Золотой маски»: номинантов определяют не сами театры, как это было прежде, а экспертный совет.
— Такой принцип представляется более объективным и демократичным, — говорит Сергей Афанасьев, председатель новосибирского СТД, главного организатора фестиваля.
Для большей объективности и взгляда со стороны в жюри уже несколько лет подряд приглашаются эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга. Традиционно все театральные работы за текущий театральный сезон оцениваются по 20 номинациям. В этом году в список вернулась номинация «сценография», которая отсутствовала на прошлогоднем «Парадизе».
Театры представили на конкурс работы, которые считали наиболее принципиальными для себя. «Старый дом» участвовал спектаклем-экспериментом «Удар» и детской сказкой «Чемоданное настроение». «Глобус» — мюзиклом «Том Сойер» и спектаклем малой сцены «Возвращение» (спектакль заявлен на «Золотую маску» сразу по пяти номинациям), «Красный факел» — нашумевшим «Маскарадом», «На левом берегу» — веселой историей «Привет, Карлсон!». Театр Афанасьева тоже выбрал для фестиваля свою экспериментальную работу — «новую драму» «Танец Дели» по пьесе Ивана Вырыпаева...
Для самого молодого «Первого театра» это уже второе участие в «Парадизе». Спектакль-участник «Доходное место» по Островскому в постановке главного режиссера театра Павла Южакова известен еще и тем, что в декабре чиновники Новосибирской области собираются посетить его в рамках антикоррупционной программы.
— «Парадиз» я, с одной стороны, ненавижу, с другой — безумно люблю, — поделился своими ощущениями Южаков. — Ненавижу, потому что бывает очень обидно, когда ничего не получаешь. Но это ерунда. Главное, что конкурсная основа дает нам возможность заразить друг друга разными идеям. Конкурировать всегда интересно. К тому же это еще и лишний повод встретиться.
Музыкальные театры участвовали в программе наибольшим числом спектаклей: от оперного театра были балет «Лебединое озеро» и оперы «История Кая и Герды» и «Пассажирка». От Музыкальной комедии — разноплановые спектакли: «А зори здесь тихие», «Ходжа Насреддин» и «Холопка».
Церемония награждения победителей в этом году была пафосной, как никогда. Проходила она в оперном театре. Лучшие из лучших прошли по обязательной красной дорожке — что было весьма зрелищно. Дополнительную театральность действию придал и тот факт, что теперь лауреаты фестиваля будут отмечаться не только грамотами и дипломами, но и эффектным бронзовым знаком. Бронзовая статуэтка для победителей изготовлена известным новосибирским скульптором Александром Бортником и символизирует театральный рай — с яблочком и ангелочком. Участники фестиваля уже успели пошутить по этому поводу: «Главное, чтобы фестивальные страсти не превратили райское яблочко в яблоко раздора».
Главные победные места «Парадиза-2010» распределились следующим образом:
Драматические театры:
Лучшая актриса — Ирина Ефимова (театр Афанасьева), Лучший актер — Владимир Лемешонок («Красный факел»). Лучший спектакль — «Танец Дели».
Приз «За творчески свободный диалог с русской классикой» вручен «Первому театру» за спектакль «Доходное место». Премию «За эффектное постановочное решение» получила постановочная группа спектакля «Маскарад»: режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко, хореограф Ирина Ляховская.
Музыкальные театры:
Лучшая женская и мужская роли в музыкальной комедии — Яна Кованько, Дмитрий Суслов.
Лучшая женская и мужская партии в опере — Вероника Джиоева, Карен Мовсесян.
Лучшая партия в балете — Михаил Лифенцев.
Лучшими сценографами признаны: в драматическом театре — Николай Чернышев, в музыкальном театре — Игорь Гриневич.
Приз «Надежда» получил молодой дебютант Виктор Дитенбир.
Специальными премиями «Парадиза» за верность театральному делу и выдающийся вклад в театральное искусство Новосибирска награждены Семен Каплун и Изяслав Борисов.