Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Обновление

2010-12-07
Екатерина Варгасова
Обновление
Модернизировать страну способны только люди, обладающие инновационным мышлением.

Изменить себя, не изменяя себе

В десяти образовательных учреждениях Новосибирской области пройдет апробация учебного пособия для старшеклассников «Живая инновация. Мышление XXI века».

Как сообщил заместитель руководителя департамента образования Новосибирской области Владимир Щукин, площадками для апробации пособия были выбраны регионы и учебные заведения, где инновационная педагогическая деятельность ведется наиболее активно. Помимо Новосибирской области, пособие будет тестироваться в Татарстане, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге.

Автор монографии Сергей Лесков отметил, что учебное пособие разрабатывалось в рамках перехода к федеральному образовательному стандарту второго поколения: «Сегодня не предметные навыки, а формирование личности молодого гражданина России является главным результатом образования: насколько человек готов к жизни в современном обществе».

Означает — «обновление»

Понятие «инновация» в переводе с латинского означает «обновление, новшество или изменение».

Это понятие впервые появилось в исследованиях ученых XIX века и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале ХХ века возникла новая область знания: инноватика — наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.

Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов ХХ века. В нашей стране эта тема приобрела актуальность в последнее двадцатилетие.

Педагогические инновации имеют своей целью повышение эффективности воспитания и образования: введение нового в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

К настоящему времени 19 школ Новосибирска и 36 школ Новосибирской области получили федеральные гранты на развитие инноваций в образовании.

 

Одной из ключевых тем послания президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию стала тема внедрения инноваций в образовательный и воспитательный процесс. Политическая стратегия нашей страны, по словам президента, состоит в том, чтобы «вырастить поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан; утвердить статус России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе».

Озвучивая концепцию модернизации страны, Дмитрий Медведев подчеркнул, что в первую очередь нуждается в модернизации система образования. Ибо модернизировать страну способны только грамотные, качественно образованные люди, обладающие мышлением нового типа: «Мы должны создать условия для развития способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи. Забота о будущих поколениях — это самые надежные, умные и благородные инвестиции».

Сегодня в России проживает 26 миллионов детей и подростков. Все они, независимо от места рождения, социального положения их родителей, состояния здоровья, должны иметь возможность полноценно развиваться, получать любое образование, которое они выберут, в любых формах.

Из бюджета страны в 2011 году на модернизацию системы образования будет выделено более двух миллиардов рублей. Планируется, что эти средства пойдут на разработку и внедрение образовательных стандартов второго поколения. Кроме того, необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности с раннего возраста должны иметь все.

В течение 2011 года президент поручил каждому образовательному учреждению создать «проект школы будущего» — виление того, как будет развиваться в перспективе то или иное учебное заведение.

— Детство и юность — это период в жизни человека, когда определяется его будущее. То самое время, когда каждый впервые что-то пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует. Дух новаторства, желание делать что-то новое, дерзость мысли — все это сегодня очень нужно нашей стране. И мы очень рассчитываем на энергию и амбиции молодых, на их желание работать сообща и вместе добиваться поставленных целей, — сказал Дмитрий Медведев, завершая тему модернизации системы образования.

Качество жизни определяется уровнем образования

С посланием президента тесно перекликается концепция инновационного развития образования Новосибирской области. Качество жизни и потенциал нашего региона во многом определяются уровнем образования и культуры жителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием. Образование, отвечающее потребностям общества, позволяет сформировать у человека способность быстро адаптироваться, самостоятельно получать и анализировать информацию, принимать ответственные решения. Это становится важнейшим условием становления успешной личности.

Концепция инновационного развития образования Новосибирской области базируется на духовных, культурных и общественных ценностях, сформировавшихся на протяжении многих веков: жизнь в гармонии с природой; забота о ближних; причастность к судьбам Отечества; личностное становление человека. Целями инновационного развития образования являются качественные изменения в системе, благодаря которым каждый житель региона сможет гармонично развиваться как духовная, творческая личность, которая, в свою очередь, внесет вклад в эффективное развитие Новосибирской области и современной России.

Авторы концепции разработали ряд принципов, на которых должно базироваться инновационное развитие образования Новосибирской области.

Во-первых, это принцип опережающего развития образования. Образовательные технологии и содержание образования должны отвечать перспективным требованиям общества и рынка труда. О необходимости прогнозирования потребностей рынка труда уже давно говорят преподаватели высшей школы. В последние годы, наконец, появилось такое направление аналитической деятельности: прогноз потребностей экономики в тех или иных специалистах на ближайшие пять лет. Это позволяет абитуриентам вузов и ссузов сориентироваться при выборе специальности.

Теперь понятие «опережающее образование» должно выйти на новый уровень: студенты профессиональных учебных заведений будут осваивать свою специальность на тех технологиях и механизмах, которые станут применяться на производстве через пять лет.

Во-вторых, принцип открытости образования, который подразумевает создание общественных попечительских советов при учебных заведениях, усиливает роль родительских комитетов и ученического самоуправления. Этот принцип предполагает, что какие-либо новации в образовательном процессе учебного заведения возможны только по достижении общественного согласия.

В-третьих, принцип непрерывности образования. Непрерывное образование человека в течение всей его жизни является фактором мобильности общества, его готовности к изменениям. Предоставление государством и обществом возможностей человеку постоянно повышать уровень своего образования независимо от возраста, состояния здоровья и других факторов способствует гармонизации общественных отношений. А обладание капиталом знаний позволяет человеку эффективно организовывать собственную жизнь и управлять ею.

Наконец, принцип стратегического инвестирования в образование. Если общество хочет динамично развиваться, его стратегические инвестиции должны быть направлены на человека, а значит, на его образование, поскольку уровень образования членов общества оказывает прямое влияние на качество создаваемого общественного продукта.

Учитель должен быть инноватором

О развитии инноваций в муниципальной системе образования Новосибирска рассказывает заместитель директора по инновационно-экспериментальной деятельности городского Центра развития образования Дмитрий Растворов.

По словам Дмитрия Александровича, в настоящее время в муниципальной системе образования Новосибирска открыто 47 экспериментальных площадок в 45 образовательных учреждениях. Из них семь площадок — сетевые, работающие по инновационным направлениям, таким как информатизация образования, отработка моделей предшкольного образования, развитие творческой деятельности педагогов, создание условий для выявления индивидуальных потребностей.

Кроме того, Дмитрий Растворов назвал три уникальные инновационные площадки, открывшиеся в нашем городе за последнее время. Это «оксфордская школа», «политехническая школа», апробация гендерных подходов в обучении и воспитании.

Мэр Владимир Городецкий, выступая перед учительской общественностью Новосибирска, не раз говорил, что образовательная система нашего города — одна из лучших в стране. И этим мы обязаны педагогическому сообществу, состоящему из активных, неравнодушных, творчески мыслящих людей. Педагогическому сообществу мегаполиса принадлежат инициативы по проведению ежегодного городского конкурса инновационных проектов, где педагоги имеют возможность представить свои инновационные программы. По инициативе Клуба молодых педагогов Новосибирска с прошлого года проводится региональный конкурс молодых преподавателей — «Новой школе — современный учитель». На различных площадках регулярно проходят семинары по вопросам организации инновационной деятельности.

Главное — воспитать личность

Наиболее востребованными направлениями инновационной деятельности педагогов на сегодняшний день являются воспитание и социальная адаптация, гражданское становление личности.

Экспериментальная площадка по проблемам социального и гражданского воспитания работает на базе гимназии № 15 «Содружество».

— В современный период развития отечественной школы инновационные изыскания в сфере воспитания идут по двум основным направлениям: формирование нового содержания воспитания и разработка новых воспитательных требований, — говорит заместитель директора гимназии № 15 Ирина Сысоева.

Авторству Ирины Михайловны и ее коллег принадлежит экспериментальная образовательная программа «Создание целостной педагогический системы социального и гражданского становления личности».

Как объясняет Ирина Сысоева, гражданское становление личности молодого человека происходит через развитие лидерских качеств, формирование у учащихся гражданской позиции, воспитание толерантности к представителям иных национальностей, религий и культур, активное участие в разработке и реализации социально значимых проектов.

Понятие гражданственности сформулировал еще основоположник советской педагогики Сухомлинский: «Гражданственность — это личностное качество, характеризующее человека как представителя цивилизованного общества. Гражданственность подразумевает умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями, гармоничное единство общественного и личного, духовное богатство личности, достоинство, чувство чести и долга».

Это определение, к сожалению, незнакомо «поколению девяностых», когда в период политического и экономического безвременья пошатнулась система духовных и нравственных ценностей. А ведь именно тем, кто родился в девяностые, сейчас предстоит стать родителями и воспитывать своих детей. Вот почему представители педагогического сообщества считают тему воспитания гражданственности наиболее актуальной для инновационных педагогических изысканий.

Успешность гражданского воспитания ученика средней школы Ирина Сысоева предлагает оценивать по тому, как молодой человек строит отношения с другими людьми, берет на себя инициативу и ответственность, обладает сознательной дисциплиной, стремится принести пользу Отечеству.

— У нас в гимназии создан демократический уклад, основными элементами которого являются идеи приоритета прав личности и демократизация школьного управления, — делится результатами эксперимента Ирина Сысоева. — Уверена, что высокие результаты в конкурсах активов ученического самоуправления и призовые места наших учеников на различных научно-практических конференциях тоже достигнуты благодаря внедрению инноваций в педагогический процесс.

Таким образом, инновации в образовании — не самоцель. Они способствуют созданию личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК» И МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ИНФОРМАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
08.04.2021 Видео
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год