Новосибирск 12.1 °C

Зона ответственности от 18.12.2010

18.12.2010 00:00:00
Зона ответственности от 18.12.2010
С глав регионов теперь будут спрашивать и за обеспечение правопорядка.

Указ президента, подписанный им несколько дней назад, называется простенько: «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», напоминая документы такого рода, пачками выходившие из-под пера наших прежних правителей. Выходить-то они выходили, да видимых результатов от них почти не оставалось. Может быть, рядовой гражданин и сейчас также мельком услышит об указе и тут же забудет. Но, пожалуй, стоит в него вчитаться.

Первое, что мы узнаем: в каждом субъекте Федерации будут созданы координационные совещания, руководить которыми предложено губернаторам. Войдут в эти совещания представители федеральных и региональных правоохранительных и силовых структур, региональных властей, общественности, так сказать, для объединения всех и вся в противодействии преступности. Этим самым главам местных правительств дается возможность получать полную информацию о состоянии правопорядка. Но вроде бы и до сих пор ГУВД регионов регулярно, по крайней мере, раз в квартал отправляет анализ криминальной ситуации губернатору. Значит, просто знать анализ, какие-то тенденции и резонансные дела сейчас уже для него мало. Он должен не только знать, но и влиять на ситуацию. Не просто, допустим, выделять жилье участковым, но и знать, ответственно ли они действуют на своей территории. Выходит, указ жестко подчеркивает, что «хозяин» отвечает за все, в том числе и за противостояние преступности. А значит, и спрос с него будет более жесткий. И еще, кроме анализа и прогноза криминальной обстановки, две функции записаны в перечень задач координационных совещаний. Указ требует «разработки мер, направленных на обеспечение правопорядка, организацию взаимодействия территориальных органов и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также указанных органов с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями по вопросам обеспечения правопорядка в субъектах РФ».

Чем вызван указ? Может быть, тем, что Россия не первый год безуспешно просит отменить визовый режим в страны Европейского союза, а в ответ на днях получила пять требований, в том числе организовать более действенную борьбу с организованной преступностью? Думается, не без этого. Как сказал президент РФ, «последние случаи вскрыли не вполне адекватную реакцию со стороны отдельных руководителей территорий на происходящие на этих территориях процессы. Где-то губернаторы просто не знают о том, что происходит, где-то знают, но не могут предпринять серьезных мер. Так вот, теперь отговорка в виде незнания не сработает. Для этого и создается «универсальный координационный механизм». Да, нам понятно: толчок дали «последние случаи» — резня в станице Кущевской — последний камень, который вызвал обвал лавины.

Казалось бы, зачем еще один всеведущий и всесильный орган, когда в каждом регионе есть антинаркотические комиссии при губернаторе, координационные советы правоохранительных органов, возглавляемые прокурором субъекта, антитеррористические комиссии, где, понятно, главенствует ФСБ. Теперь, получается, губернатор, попросту говоря, будет всех объединять и контролировать, так сказать, лично. Решения совещаний будут оформляться актами именно регионального масштаба.

Наш корреспондент попросил высказать свое мнение директора исследовательского Центра публичного права, кандидата юридических наук Александра Жданова.

— Думаю, указ вызван тем, что нарастает криминализация общества. Причем преступность носит не просто общеуголовный характер, но уже публично отмечается устоявшаяся тенденция сращивания власти и криминальных структур. Указ подписан одиннадцатого декабря, а десятого декабря «Российская газета» опубликовала статью председателя Конституционного суда Валерия Зорькина «Конституция против криминала», где автор четко обозначает, цитирую, «сращивание власти и криминала по модели, которую сейчас называют «кущевской», — не уникально». Зорькин рассказывает о дальневосточном «Общаке», подчеркивая, что там лидеры ОПГ не «только взяли под контроль основные сферы бизнеса в регионе, но и практически «пропитали» собой значительную часть органов власти».

— Но что смогут губернаторы как руководители координационных совещаний?

— Во-первых, они должны владеть ситуацией в своем регионе и не отнекиваться незнанием. Во-вторых, руководя таким совещанием, они имеют возможность использовать все рычаги, все полномочия, которыми владеют, в том числе и финансовыми. Например, воздействовать на социально-экономические условия в субъекте Федерации, привлекать к этому и общественные, и коммерческие структуры, а не только требовать результатов и взаимодействия с правоохранительных органов. Во-вторых, предложения координационных совещаний, касающиеся совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности по обеспечению правопорядка, при необходимости представляются высшими должностными лицами — руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ главе государства или полномочным представителям президента для принятия по ним решений. То есть дана возможность главам субъектов вносить предложения.

...Пока мы не знаем, что последует за указом. А он вступил в силу со дня его подписания. Значит, с прошлой субботы в регионах уже должны начаться, как говорят в народе, телодвижения. Промедление и выяснение, какие приказы и разъяснения спустят сверху, следуя логике президентского документа, не то что не будут приветствоваться, но повлекут жесткую реакцию. Каким будет координационное совещание, кто в него войдет, в частности, со стороны так называемой общественности? Она тоже разная. Криминалитет девяностых, что не является секретом, сейчас, как бы мягче сказать, разделился. Одни лидеры «исправились» навсегда и нашли покой в одинаковых мраморных могилках. Другие сменили имидж, заняли «достойное место» в разных сферах жизни, занимаются благотворительностью. Не исключено, что и они захотят поучаствовать в совещаниях. Но, как сказал однажды автору этих строк крупный милицейский начальник, какой бы образ ни выбрали эти «бывшие», они не могут избежать привычных методов и способов для решения своих, в первую очередь, проблем.

Вот что именно на эту тему пишет Валерий Зорькин: «Признаем также, что в нынешней России, к нашему глубочайшему сожалению, криминал в силу многих причин организуется и самоорганизуется быстрее, нежели его социальные конкуренты». Думается, совсем не случайно острая, тревожная публикация главы Конституционного суда появилась накануне Указа президента. Таких совпадений просто так не бывает. «Вопрос об эффективности ведущейся борьбы с криминализацией — это вопрос о том, сохранится ли Россия в ближайшие десять лет. Мне представляется, что нам на решение этой задачи отведен именно такой, исторически кратчайший срок», — убежден председатель Высшего суда государства.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: