Новосибирск 6.5 °C

Гори, гори, моя звезда!

30.12.2010 00:00:00
Гори, гори, моя звезда!
Размышления под занавес года.

Повзрослели

Вы, конечно же, задумывались, насколько изменилась наша российская жизнь в последние два десятилетия. Проще, пожалуй, лишь тем, кто родился и вырос после 1991-го: они в новой России почти как рыба в воде. Подавляющее большинство из нас вряд ли может сказать: я счастлив, что живу в стране победившего капитализма. Или: наконец-то мы создали то общество, о котором так долго мечтали! Вспомним хотя бы бесконечные ток-шоу с голосованием телезрителей, где за явным предпочтением всегда побеждают ностальгирующие нотки о нашем общем прошлом.

Но, тем не менее, за окном новая реальность, и мы худо-бедно учимся существовать в ней: к чему только не приспособится русский человек! Оказалось вдруг, что в этих самых рыночных отношениях тоже живут не вообще люди, а — удивительно! — мы с вами. И пока — тьфу-тьфу! — волками друг другу не стали, хотя кое-кто склоняет нас к этому. Только вот сначала десять лет прошло, потом двадцать, а мы всё так же значительной частью души в прошлом, и даже подрастающее поколение далеко не во всём приемлет настоящее.

Как вы думаете, изменится ли что-нибудь лет за сорок — срок-символ? На мой взгляд, вряд ли уж очень сильно: не только потому, что наш российский менталитет склонен к справедливому социальному устройству, но и в силу изменения самого «проклятого империализма», который перерос устаревшие определения классиков-основоположников и уже сам не может существовать без опоры на социальные идеи, и нынешнее развитое международное сообщество всё больше устремляется к подлинно демократическому устройству жизни. Глядишь, через пару поколений и придём все вместе к конвергентному обществу, о котором некоторые мечтали давно, а другие боролись с этой крамолой.

Что остаётся на «решете»?

Не будем говорить за всю Россию, вспомним о том, что сделано в нашей области. Губернатор Василий Юрченко, когда недавно журналисты спросили его, какие вехи он выделяет в минувшем году, помимо чисто политических, организационных, назвал технопарк, вторую взлётно-посадочную полосу в Толмачёво, северный транспортный объезд Новосибирска, начало строительства третьего моста через Обь. Не правда ли — символично: мы по-прежнему устремлены в путь! И, может быть, даже с некоторым запозданием всё-таки решаем проблему пробок в нашем любимом городе, но уж точно раньше, чем москвичи.

«Рассасываются рубцы» экономического кризиса: ещё немного, и мы выйдем на докризисный уровень производства в промышленности, в валовом региональном продукте (по итогам года ожидается более полутриллиона рублей). Несмотря на относительно невысокий урожай зерновых, валовое производство в АПК остаётся на прошлогоднем уровне: не будут голодать горожане, есть возможности для развития в деревне. Удалось удержать планку в 1 миллион 200 тысяч квадратных метров в строительстве жилья. Дай, как говорится, Бог, чтоб не обеднели, потому что планы планами, а если доходов у населения не будет, то и стройка засохнет. Пока и здесь всё в порядке: 18800 рублей в среднем на работающего брата — не так уж плохо для Новосибирской области (понятно, что «средняя температура в палате» удовлетворяет далеко не всех).

С «социалкой» тоже всё более-менее ладно: сейчас в области разрабатывается программа полного обеспечения детскими садами до 2015 года. «Навёл шороху» недавний аварийный визит в Новосибирск омбудсмена Астахова, но и без того было ясно, что акцент в развитии здравоохранения на новейших технологиях должен делаться не в ущерб качеству «рядового» медицинского обслуживания в целом.

Правда, с особым удовлетворением потирать руки не приходится, время не то: а если вдруг ещё один неурожай или цены на нефть упадут? Нынешняя жизнь учит: надейся на лучшее, но будь готов к худшему.

Против чего мы «против»

Как там, у Высоцкого:

Я не люблю фатального исхода.

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю открытого цинизма,

В восторженность не верю, и еще,

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо...

В «материальной» жизни мы, разумеется, против надоевшей нищеты, смешных пенсий и зарплат (там, где «температура» ниже средней). Нам не нравится, когда растут цены, тарифы и не улучшается качество. Нас очень слабо утешают объяснения властей, что очередное затягивание поясов — мера вынужденная. Вроде чуть жизнь полегчает, а тут какая-нибудь новая напасть...

В подавляющем большинстве своём мы весьма слабо понимаем даже, что такое «самое страшное зло современной России» — коррупция, настолько это мимо нас. Самая большая взятка, которую нам приходилось давать, — это сотня рублей милиционеру за непристёгнутый ремень, но ведь «менты» скоро будут заменены полицейскими!

Самый большой факт воровства, с которым мы сталкивались, — это крыша на нашем доме, которая после ремонта по-прежнему течёт. А злоупотребления должностью, когда говорят и пишут о каких-то разграбленных миллионах и даже миллиардах, — это вообще из вопросов типа «есть ли жизнь на Марсе?» По большому счёту нам непонятно, за что сидит Ходорковский, и уж тем более непонятны какие-то пикеты за его освобождение. Это не наша темнота, мы просто уже никому и ничему не верим. А как хотелось бы!

Мы чертовски устали от экранной ТВ-лжи и даже догадываемся, что наше оглупление с помощью так называемого шоу-глянца кому-то на руку. Мы подозреваем, что наш любимый Филя бьёт по лицу женщину, чтобы подогреть свою угасающую популярность. И мы благодарны современной эстраде за то, что она отучила нас не только от настоящего искусства, которое «страшно далеко от народа», но и стёрла воспоминания о «легком жанре», в котором некогда творили Дунаевский, Шульженко и прочие волшебники подмосток не такого уж далёкого прошлого. На смену бернесовскому «Я люблю тебя, жизнь...» пришло нечто другое, даже не попса, — популярность — ведь это неплохо. Новой эстраде повсеместно сопутствуют разговоры: кто с кем, за что, сколько стоит и т. п.

Нам талдычат, что общество потребления неотвратимо, но никто не спрашивает нас, хотим ли мы жить такой жизнью, где каждому уготована кормушка. Дело даже не в том, что одному золотая, а другому лубяная. Мы просто не хотим, чтобы наша жизнь сводилась к корыту.

На какой-то период мы действительно стали неадекватными русскими. Когда это было раньше, чтобы мы не любили кавказцев, с подозрением относились к «гостям» из Средней Азии? С некоторых пор наши девчонки перестали стесняться целоваться на улицах, обнажаться не только телом, но и душой. И вот уже очередная не такая уж юная мама кричит в популярной передаче своей дочке: «Ну, скажи, признайся, что ты изменяла ему, ведь на кону миллион!» Это можно было бы назвать дурным сном, но, увы, это наша сегодняшняя действительность.

Недавно в храме автор этих строк видел такую картину: очень хорошо одетая молодая женщина молилась перед иконой Николы-Угодника. О чём просила она святого? Об удаче в бизнесе, ребёнке, которого становится завести всё большей проблемой, о муже, который спивается, несмотря на деньги? А вдруг в ней забродило нечто, и она просит за всех россиян? Пришла в церковь, поставила свечу и прошептала: «Боже, спаси нас всех, неразумных!» Потому что идти больше не к кому.

Чего мы хотим

В сущности, гораздо меньше, чем отвергаем. Например, мы хотим любить и быть любимыми независимо от возраста. Разве это так невозможно? Если подумать, то это так же просто, как перейти улицу в положенном месте. Только немножко помогите мне: поставьте светофор, чтобы меня не сшиб кто-нибудь. То есть мне нужно немножко человеческих условий для жизни.

Я хочу любить свою женщину и детей от неё, только помогите мне приобрести хотя бы крохотный кусочек крыши над головой, не душите меня налогами и ипотекой. И я хочу быть любимым своими детьми, чтобы на новогодний праздник они приносили мне простые мандарины и вино, а не посылали видео по электронной почте.

При любых условиях жизни не отнимайте у меня веру в добро и любовь к своей Родине! Оправдать можно всё — мы давно убедились в этом и в прежней России, и в нынешней. Можно даже выдать за правду тезис о том, что патриотизм является последним прибежищем негодяев. Но потом, когда развращённая цинизмом толпа начнёт громить ваши витрины или автомобили, вы вдруг вспомните о нравственности, о воспитании подрастающего поколения и т. д. Но чтобы всем нам вместе гордиться своей Родиной, если вы разумный человек, то отлично должны понимать, что для этого мало побед на Олимпиаде, которых, увы, тоже становится всё меньше, мало хвастливых намерений выкачать из земли ещё на миллион тонн больше, и уж совсем не пристало создавать репутацию российского загулявшего купчишки за рубежом.

Интересно, зачем было талантливому человеку Прохорову сначала везти девок в Куршавель, вызывая скандал, а потом вкладывать немалые деньги в биатлон, баскетбол, создавать автомобиль нового поколения и т. д. — то есть творить добрые дела?

Нам, русским, не хочется в новом году продолжать ненавидеть и вырождаться. Настолько не хочется, что даже сам президент в эти дни заколебался, что сначала обсуждать на Госсовете: материнство и детство или проблемы межнациональных отношений? Решил пока не медлить со вторым, но будем надеяться, что дойдёт черёд и до демографии. Потому что как глянешь на карту, то становится дурно, что на этой гигантской территории живёт всё сжимающаяся в числе кучка российских людей.

Конечно же, нас, новосибирцев, радует, что укрепляются экономика, имидж нашей области, и вот уже со скромным увеличением рождаемости плюс «гости» за год подросло население на несколько тысяч человек. Оказывается, в Сибири жить можно!

Скорее бы уж дожить до той поры, когда здесь станет жить хорошо...

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: