Новосибирск 7.2 °C

О «Ворошиловском стрелке» и Сикстинской капелле

13.01.2011 00:00:00
О «Ворошиловском стрелке» и Сикстинской капелле
Заметки по поводу нескучной выставки «НА» («Наглядная агитация»).

Если кто не успел посмотреть, рекомендуем: свыше 400 экспонатов, в том числе около 200 политических плакатов в очень удобных для экспонирования залах Сибирского центра современного искусства. Плюс некогда любимые «мультики» типа «Орлёнок» и др. На наш взгляд, открытие в сентябре прошлого года первого за Уралом Центра современного искусства — очень хороший знак: значит, в Новосибирске и области есть люди (не только в правительстве, но и среди состоятельных людей и общественности), в ком жива потребность познавать мир искусства не только на классике, но и в развитии.

Правда, ответственность на инициаторах огромная; за века, как говорится, не так уж много накопили бесценного, а тут придётся крутиться: нынешняя публика хоть и не избалована «натуральным артом», но не каждый день удастся привезти в Новосибирск что-нибудь действительно интересное или подготовить загодя какую-нибудь тематическую экспозицию. Огромная работа. Это только кажется, что с бора, то бишь со своей художественной братии, по сосенке...

Ещё один блин не комом

В данном случае позволим себе назвать «удачным блином» и нынешнюю выставку. Это не фамильярность: хотелось бы в общении с читателями делиться своими впечатлениями и мыслями не в академическом стиле, а тоже «поп». А что может быть популярнее жанра, вида — как ни назови — изобразительной наглядной агитации? Пригласил с собой в январский морозный день молодого коллегу — он поморщился: «Что-то советское? Насколько я понимаю, сегодня есть реклама, а наглядная агитация — это, наверное, из вечной мерзлоты, как мамонт?» Пошёл один, с другом-фотоаппаратом. И не жалею, а рекомендую.

На другой день коллега спросил: «Ну как? Что самое-самое?» Стали ковыряться в компьютере и вдвоём достигли консенсуса: «историческое полотно», где сам Клим принимает экзамен на звание «Ворошиловский стрелок» у самого Алексея Максимовича. И тот и другой — одни из самых загадочных и противоречивых личностей советской истории.

По-своему прекрасная выставка. К искусству она имеет отношение довольно опосредованное, но, безусловно, имеет право быть. И, на наш взгляд, развиваться. Организаторы пока приоткрыли лишь несколько страниц «букваря». Отметим, что тема воистину неисчерпаемая, и спасибо, что не сбились на проторённый путь в угоду сегодняшней недоброй моде ругать всё прошлое. Здесь интонация иная: приходи и смотри! Если ты немолод, то вспомнишь друзей-фронтовиков или комсу. Если зелен — что-то узнаешь полезное и, может быть, задумаешься: что это были за люди, неужели одни «совки»? Если судить по одним «картинкам с выставки», то явно из «края непуганых идиотов». Если всматриваться в другие, то увидишь признаки таланта, острого образного мышления и интеллекта. Уж очень противоречиво! — скажет иной зритель и будет, как всегда, прав: противоречивее эпохи, пожалуй, в России не было.

Аббревиатура «НА»

НА — это, условимся, Наглядная Агитация. Чем-то сродни «Нате!» Маяковского. Возьмите, мол. Порылся в словарях: множество определений можно суммировать примерно так: НА — это воздействие на сознание и эмоциональную сферу людей с помощью изобразительных средств с целью привлечения их к каким-либо действиям или воспитания в них определённых убеждений и навыков.

Время, разумеется, стремительно летит вперёд, но даже в молнии можно невооружённым глазом рассмотреть периоды, а уж в жизни поколений тем более. Думаю, что в Новосибирске найдётся ещё немало людей, знающих, что такое плакатное перо — это такая стальная дощечка с прорезями для запаса краски, которой писали плакаты. И я, как говорится, там был, и под началом учителя рисования и черчения в канун очередного красного дня календаря, высунув язык от усердия, разведенным зубным порошком с добавлением клея выводил на кумаче: «Коммунизм — светлое будущее всего человечества!» Кто бы, как говорится, спорил, жаль, что не удалось! Один плакат, другой, третий... Осатанел немного. Перед началом очередного урока дёрнул чёрт — клянусь, безо всякого умысла, только из озорства — написать на доске то же выражение, но с выражением...

Преподаватель вошёл в притихший класс, глянул на доску: «Кто?» — «Я...» Он твёрдо взял меня за локоть — я ощутил его хватку — и отвёл к директору. На мое счастье, директор был человек неглупый. Он грустно посмотрел на меня и попросил написать то же самое на листке бумаги. Убитый предстоящей расправой, я воспроизвёл, как слышал, к счастью, с ошибкой. Он глянул и велел идти в класс. Сто лет прошло, а я до сих пор чту память об этом человеке, не перечеркнувшем мою жизнь.

А уж сколько пришлось «Боевых листков», «Молний», спецвыпусков различных сделать — не сочтёшь. Здесь есть ещё один аспект: вспоминаю полукилометровую стенгазету в НГУ — что это? Студенческое самовыражение или зачатки того самого гражданского самосознания, о котором мы все тоскуем?

Шире и глубже

Напрасно коллега насмехался: НА — не такое уж скучное и кондовое порождение агитпропа (выставка знакомит нас именно с советским периодом). Если же судить здраво, то наглядная агитация была всегда. Есть она и в нынешней реальности, кроме рекламы и так называемой социальной рекламы (что тоже неплохо). Примеров сколько угодно. Правда, не обходится без курьёзов и нынче. Например, всю Россию насмешили объятые административным зудом чиновники из Дзержинска, которые стали вывешивать портреты должников за коммунальные услуги. (Другой мой коллега до сих пор гордится, что ещё в 60-х ему не просто порвали зауженные штаны стиляги, но и отразили сей факт в «Комсомольском прожекторе».) Или: вы, разумеется, поняли, почему с плакатов одной партии исчезло изображение полярного мишки...

Невозможно обойтись и сегодня без доходчивой наглядной агитации на транспорте, в уличной разметке, на армейском плацу, в структурах МЧС и... даже в лесу! Простенькие напоминания типа «Береги зелёного друга!» на обочине шоссе усложняются на сайтах и порталах добровольных защитников природы до хорошего современного уровня. И многие информационные акции в Интернете значат для пользы дела не меньше, чем сама очистка берегов Обского водохранилища или Инюшки, Кудряшовского или Чемского боров.

На смену убогим, по нынешним понятиям, листам Главного политуправления Красной Армии и скорбно известного последними портретами членов Политбюро издательства «Плакат» пришли баннеры, растяжки, лазерные проекторы, логотипы и тому подобные премудрости, которые, увы, иногда не уступают в пошлости прежним, но могут быть и очень приличного уровня. Как всегда, качество работы и искра таланта зависят от исполнителя и вкуса заказчика.

Может ли «средство наглядной агитации» быть выдающимся произведением искусства? Скорее всего, её нужно рассматривать всё-таки как нечто прикладное. Хотя говорят же, например: «Искусство плаката». Но если задаться целью поговорить о НА как о составляющей всего богатства среды вокруг нас, то есть смотреть шире и глубже, чем в конкретном случае, идти от простого к сложному, то, прости нас, Господи, безусловно, мировыми шедеврами тоже по-своему прикладного искусства являются многие храмовые росписи и иконопись. Гениальнейшие из всех — Сикстинская капелла в соборе Святого Петра в Ватикане и площадь трёх соборов в Кремле.

Из самых зримых и значительных в современной России — Парк Победы и одноимённая станция метро в Москве, которые, разумеется, никому уже не придёт в голову называть орудиями современного агитпропа. В нашем любимом Новосибирске — монумент Славы воинов-сибиряков и весь архитектурно-ландшафтный комплекс за ним.

На наш взгляд, какой-либо чёткой грани нет: вот это искусство, а это — простите... Где начинается и где кончается искусство в произведениях Кукрыниксов, Моора, Прохорова? «Мир искусства» в широком смысле — вещь таинственная, если не сказать сакральная.

Грустно и радостно одновременно: по-прежнему экс- и ин-терьер, архитектура, росписи стен и фасадов, внутреннее убранство, планировка прилегающей территории, за редким исключением, у Церкви на порядок выше, чем в «миру». Вы не задумывались, почему? Может быть, в самом принципе подхода: любое культовое сооружение создаётся для духовной жизни людей, а не для плоской агитации и пропаганды? Даже современные дворцы культуры, театры и прочие культурные и спортивные центры стали собирать из кубиков и рассматривать уж слишком утилитарно. (Ау, Колизей новосибирский, то есть Театр оперы и балета, как долго ты останешься одинок?!)

Взгляд в завтра

Вспоминается разговор с недавно ушедшим архитектором и «блюстителем» облика нашего города Владимиром Пивкиным. Однажды он сказал автору этих строк примерно следующее: «Новосибирск обречён на уникальность. Скверно, если мы позволим наследить на его лице слишком многим «мухам»

...В тридцатиградусный рождественский мороз прошёлся по любимому городу. Боже мой, какая всё-таки красота!


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: