Новосибирск 7.7 °C

Испытание на действенность

22.01.2011 00:00:00
Испытание на действенность
Дипломатам Казахстана работы хватит и в этом году.

Ушедший 2010 год был насыщенным и интересным на яркие события в политической жизни Казахстана. Некоторые из них положили начало долгосрочным процессам, не завершившимся до сих пор, другие, будучи неординарными, сегодня уже стали частью истории.

Одним из значимых финальных аккордов внешнеполитического курса республики в 2010 году стало председательство в ОБСЕ, признанное успешным на высоком международном уровне. Очевидно, что за столь короткий период Казахстану удалось навести мосты сотрудничества между западными и восточными членами ОБСЕ.

Но испытание на действенность казахстанской дипломатии продолжается. В текущем году республика займет пост председателя Организации Исламская Конференция (ОИК). Будет ли 2011 год таким же продуктивным для Казахстана на международной арене?

Как и ОБСЕ, Организация Исламская Конференция — это диалоговая, консультативно-совещательная авторитетная международная структура в мире, по количеству представителей занимающая второе место после ООН. Все решения в ОИК принимаются на основе консенсуса. Однако в отличие от ОБСЕ ОИК возникла на почве деколонизации государств Азии и Африки с целью консолидировать исламские страны. Члены ОИК не вмешиваются в дела друг друга, стараются не критиковать политические или экономические реформы. В организации нет таких структур, как в ОБСЕ, направленных на развитие демократии и прав человека. В ОИК 57 стран с населением один миллиард 200 миллионов человек, она широко представлена географически. Поэтому общих геополитических интересов у стран — членов ОИК нет. Взаимодействие основано больше на культурных ценностях исламской цивилизации.

В данный момент официально не заявлены приоритеты казахстанского участия в ОИК, но сама складывающаяся обстановка свидетельствует о непростой перспективе предстоящего председательства.

Сегодня Организация Исламская Конференция объединяет в своем составе государства, занимающие подчас противоположные позиции в оценке международной политической ситуации. В силу этого поиск взаимоприемлемого компромисса при дискуссиях в формате ОИК проходит в сложных условиях. Для Казахстана риски заключаются в способности поддерживать баланс интересов ключевых стран Организации, в опасности поддержки односторонних инициатив, рассогласовании внешнеполитических действий с ключевыми участниками ОИК.

Предполагается, что основными дестабилизационными факторами в ходе политических дискуссий в рамках ОИК в 2011 году будут оставаться поиск путей и механизмов урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, на территории Ирака и Афганистана, противостояние Ирана и США, внутриполитические проблемы в Пакистане, вопрос безопасности пакистанского ядерного арсенала.

Имеются и другие проблемы — урегулирование приграничных конфликтов исламских государств с третьими странами (Пакистан — Индия, Азербайджан — Армения, Египет — Судан, Марокко — Алжир), внутренние конфликты в странах-участницах, проблемы экономического и экологического взаимодействия (в частности — проблема использования трансграничных рек).

В этой связи перед Казахстаном стоит трудная задача выработки собственных позиций по вышеуказанным противоречиям стран — участниц ОИК, поскольку обострение по каждому из этих направлений способно поставить под угрозу не только дееспособность ОИК, но и непосредственно международный имидж республики.

Естественно, для республики в постановке своих приоритетов в ОИК, с учетом подведенных итогов председательства в ОБСЕ, нецелесообразно сейчас завышать планку, ставя перед собой глобальные цели. Но возможно, используя положительный казахстанский опыт в достижении межрелигиозного и межнационального согласия, попытаться снизить остроту дискуссий. Однако и это не гарантирует удачного исхода, ведь нужно учитывать тот факт, что не все рецепты толерантности, которые сложились в Казахстане, применимы к другим регионам, к примеру, к Палестине.

Для Казахстана в период председательства представляется целесообразным прежде всего сосредоточить усилия на активизации деятельности ОИК на территории исламских республик бывшего СССР. Нужно способствовать увеличению дипломатических контактов и возрастанию роли других интеграционных объединений в работе с ОИК. В первую очередь, это касается ШОС, ЕврАзЭс, ОДКБ, СВМДА. От Казахстана ожидают и определенную преемственность председательства в ОИК и завершившегося председательства в ОБСЕ.

Немаловажным фактором считается также то, что ОИК — это огромная структура. Это и Исламский банк, и целая сеть экономических, культурных, научно-технических, аграрных, промышленных организаций. Перед Казахстаном открывается широкое поле деятельности. В этой связи думается, что инициативы республики во многом будут связаны с торгово-экономическим, транспортным, коммуникационным взаимодействием. Впрочем, не будем гадать, уже скоро мы услышим, какие новации Казахстан представит странам ОИК.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: