Новосибирск 5.6 °C

Что читают наши дети? от 25.01.2011

25.01.2011 00:00:00
Что читают наши дети? от 25.01.2011
Новосибирские педагоги рассуждают о любви к чтению, уроках и роли учителя.

«Высокая» литература или литература «релакса»?

В последнее время всё чаще раздаются упреки: «Дети стали меньше читать». Мы попытались разобраться, действительно ли проблема приобрела столь глобальные масштабы. Как оказалось, высказывание это довольно спорное. Мы не можем его категорично утверждать или отрицать. Во-первых, нет никаких исследований и никакой статистики. А во-вторых, попадают ли интернет-тексты в разряд «чтение»?

Если спросить ребенка, что он прочитал за день печатным текстом, он быстро перечислит эсэмэски, бегущую строку, журнал, подготовил домашнее задание, бегло прочитал произведение или фрагмент к уроку литературы, посидел «В контакте» и т. д. А осталось ли у ребенка время и желание почитать для себя художественную литературу вне школьной программы? А главное — какую книгу он выбрал?

Чаще всего под фразой «Дети стали меньше читать» имеется в виду не столько количество, сколько качество прочитанных книг. В ходе многочисленных опросов, проведенных в школах, книжных магазинах, в числе любимых произведений дети называют детективы Дарьи Донцовой, фантастику Дмитрия Глуховского, ужастики Стивена Кинга, ну и, конечно же, «Гарри Поттера» Джоан Роулинг. Иногда в списке проскальзывают классические произведения, но это бывает довольно редко. Сам собой напрашивается вывод: дети в большинстве своем предпочитают «легкое» чтение, литературу «релакса», увлекаются не теми книгами, какими хотелось бы нам, взрослым.

Хорошо это или плохо? Мнения на этот счет тоже разделились. Одни называют главной причиной отсутствия интереса у детей к «высокой» литературе падение культуры в обществе. Другие, наоборот, в «легком» чтении не видят ничего дурного.

Детская писательница из Москвы Марина Аромштам считает: «Высокую» литературу всегда мало читали. Чтение по сути своей — это элитарное занятие, оно требует движения. Дети читают литературу «релакса», ничего в этом плохого нет. Речь о том, что мы хотим увидеть... Дети должны быть образцово-показательные и соответствовать постоянно нашим каким-то представлениям? Таких людей не бывает. Мы сами себе позволяем расслабиться. Литература «релакс» для этого не самый худший способ, скорее прекрасный».

Преподавание через сопоставление

Напрашивается очень много вопросов: «Кто должен научить ребят понимать и ценить «высокую» литературу — семья или школа? Достаточно ли в современной школе уроков литературы, чтобы дети полюбили чтение?» В этой непростой ситуации помогли разобраться учителя русского языка и литературы новосибирских школ.

В нашем городе насчитывается 124 тысячи школьников с первого по одиннадцатый класс. Учителей литературы — 957 человек. Кстати сказать, это самая квалифицированная категория педагогов — 96% из них аттестованы на первую и высшую категорию. Ежегодно в Новосибирске проводится конкурс «Учитель года». Последние четыре года в нем побеждают учителя литературы. Так что лучших экспертов просто не найти.

Марина Заувервальд — учитель русского языка и литературы лицея № 200. Победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Победитель городского и областного конкурсов «Учитель года-2009»:

— Что нужно, чтобы дети полюбили читать? Каждый ребенок говорит, что он любит читать. Другой вопрос: что они читают? Дети назвали книги массовой культуры, массовой литературы. Может быть, с одной стороны, то, что они читают дома самостоятельно, — это неплохо? Может быть, это дает нам возможность показать на уроках истинную литературу, те книги, которые требуют не только интеллектуального усилия, но и душевных затрат. Может быть, нужно преподавать через сопоставление? Прочитал ребенок Стефани Майер «Сумерки» — может быть, стоит тогда прочитать «Войну и мир» Толстого? Показать сцены, как Толстой описывает любовь, и пускай дети самостоятельно сделают вывод, где интересней, где лучше. Задача педагога — донести до школьника, что есть и другая литература, а ребенок пусть выберет сам.

Может быть, то, что дети читают Донцову, не так уж и плохо? Мы должны понимать, что нельзя постоянно читать хорошие книги; что такое добро и что такое зло, можно понять только через сопоставление. Есть книги для релакса, когда очень приятно лечь на диван, открыть книгу и почитать. Того же «Гарри Поттера» или Толкиена. А есть книги для ума. Мы на уроках литературы как раз преподаем такие книги, таких авторов. Это — «высокая» литература. Ребенок должен четко понимать, где «высока» литература, а где массовая.

Чтение должно быть осознанным

Ирина Рогожникова — заместитель начальника ГУО мэрии:

— Легкий путь работы с информацией не совсем правильный. Когда дети наши читают, мы, взрослые — учителя, родители — должны обеспечить диалог общения. Без этого диалога понимания культуры выбора не получится. Для того, чтобы полюбить чтение, надо осознать, прочувствовать, что это позволит мне быть понятым другими, поможет понять позицию других людей, стать успешным.

Мы говорим о том, чтобы дети поняли нравственные, духовные правила и смогли реализоваться в этом мире. Этот аспект очень важен: как сейчас сделать так, чтобы школьники научились понимать, оценивать, а не просто читать. Взяв в руки книгу, ребенок должен осознавать, что он сможет иметь, пережить что-то свое, сокровенное. Проблема сводится к воспитанию своего внутреннего мира.

Семья или школа?

По мнению большинства учителей, любовь к чтению появляется не от количества уроков литературы, а идет от семьи. Все начинается со сказки, которую читают бабушка или мама малышу на ночь. К сожалению, сегодня молодому поколению мам даже не приходит в голову, что ребенку надо читать.

Людмила Монахова — директор Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово»:

— Сегодня очень важное направление учитель — родитель. Формировать любовь к чтению нужно и у родителей, потому что целое поколение в этом плане упущено. Большую роль имеет семейная библиотека. Нужно вовремя положить перед ребенком ту или иную книжку. Отдохни — почитай — давай с тобою поговорим. Важно выстраивать диалог. Например, что нового вышло в мире современной литературы. Когда в доме на каждом шагу будет разложена Её Величество Книга, дети будут читать. А эти мгновения, когда ребенок сидит рядом с родителями и они ему читают, дорогого стоят. Поэтому наш фонд создал проект «Моя любимая сказка», когда известные новосибирцы при поддержке Дома актера будут читать сказки маленьким горожанам. Я считаю, что нельзя выделять, кто лучше привьет любовь к чтению — семья или школа. Из этого ничего не получится. Нужно в этом направлении работать вместе.

«Всё зависит от личности учителя»

По мнению учителей, никогда еще школьная программа по литературе не была такой насыщенной и интересной. В ней собраны лучшие произведения — «золотая коллекция». И если дети всё прочтут, то просто станут гениями. Но они, к сожалению, прочтут далеко не всё. Дело вовсе не в количестве часов литературы, хотя, как заметили педагоги, их всегда было и будет мало, и 50 лет назад учителя сказали бы то же самое. Главное — качество преподавания. И личности учителя здесь отводится центральное место.

Наталья Цыганкова — учитель русского языка и литературы МБОУ «Вторая новосибирская гимназия». Победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2007). Победитель XIX городского конкурса «Учитель года» (2010), финалист областного конкурса «Учитель года-2010»:

— Семья в первую очередь должна быть озабочена тем, чтобы ребенок читал. Но если читающий ребенок приходит в первый класс и если учитель его не заинтересует, чтобы он дальше читал, то мы потеряем этого ребенка как читателя. Учитель должен не только удержать этот интерес к чтению, но еще и развить его. Всё зависит от личности учителя, от его отношения к литературе. Мне кажется, что литература должна быть во всех классах независимо от направления.

Долгое время требовали преподавания литературы как политграмоты, потом все увлеклись и углубились в изучение теории литературы. Но сейчас-то что всем учителям литературы мешает заниматься литературой?! Это единственный предмет в школьной программе, который прикасается к культуре, к искусству, учит ребенка сопереживать, то есть быть человеком.

Евгений Шаталов — учитель русского языка и литературы Новосибирского городского педагогического лицея им. Пушкина. Победитель городского и финалист областного конкурсов «Учитель года-2008»:

— Ключевая задача учителей — правильно использовать потенциал урока для того, чтобы ребенок, который где-то внутри себя имеет возможность развить читателя, не был потерян. Главное не в том, чтобы все дети начали читать. Важно, как нам своими средствами урока вывести литературу за урок. Я вижу две вещи. Первое — когда мы даем возможность почувствовать ребенку самого себя в роли писателя. Это известный прием: напиши признание в любви — посмотри, как у Толстого; заведи дневник — посмотри, как у Тургенева.

А второе — попытаться в деятельности привить ребенку любовь к чтению. Например, прежде чем провести Пушкинский бал, почитать Батюшкова, Баратынского.

Людмила Боровикова — заведующая Ленинским филиалом городского центра развития образования:

— Сегодня разрушен очень серьезный социальный институт, который занимался формированием любви к чтению: семья — школа — библиотека. В последние годы стремление технологизировать уроки литературы привело к тому, что мы ушли от работы со словом как носителем жизненного, человеческого опыта, потеряли роль уроков литературы как уроков нравственности. Было усиление на литературоведческий пласт преподавания литературы, поэтому часто разгорались споры, что важнее: урок, формирующий человека, или урок, дающий определенные научные знания. Учителя критически подходят к себе как к людям, которые должны выполнять миссию воспитания. Это обнадеживает.

«Сказочки», фантастика, авантюризм

Интересно, а что же читали дети, например, в 20-е годы прошлого века? Оказывается, школьники читали много, и их интересы часто совпадали с интересами современных детей. Книги были очень дорогие, поэтому свою жажду знаний ребята утоляли в библиотеках. Но, как жаловались библиотекари, чаще всего они просили дать им «сказочек», книги о приключениях, путешествиях, «дикарях». Самые популярные тогда произведения: Рони — «Борьба за огонь», Зонлейтнер — «Пещерные дети», Вейнланд — «Руламан», Дефо — «Робинзон Крузо», книги Майн Рида, Гарриет Бичер-Стоу — «Хижина дяди Тома».

Педагоги отмечали склонность ребят к фантастике, сентиментальности. В журнале «Просвещение Сибири» в 1928 году писали: «Библиотекарь в затруднении. Такого запроса он удовлетворить не может по той простой причине, что развитие этих наклонностей не соответствует задачам современного воспитания, и книг подобного направления в библиотеке нет... Надо вызвать в юном читателе другой интерес, основанный на глубоком реализме».

С большим интересом ребята читали книги о животных. Зачитывались до дыр книги Виталия Бианки, особенно «Мурзук», книги, составленные по Брему: «Слоны», «Медведи», «Обезьяны», «Лоси». Дети всех возрастов с необыкновенным интересом читали Хлебникова — «Краснокожие», Низового — «Среди вечных льдов», Каринцева — «Путешествие к Южному полюсу», «Путешествие Нансена к Северному полюсу», Васильева — «Человек с Луны». В большом ходу была книга Григорьева «Тайна Ани Гай». Девочки любили произведение Новорусского «Тюремные робинзоны», посвященное жизни узников Шлиссельбургской тюрьмы.

Постепенно пробуждался интерес к общественным вопросам. Излюбленными книгами были: Дорохов — «На Иртыше», Иркутов — «Пастушонок Марко» и, конечно же, книги о Ленине: «Детям — о Ленине», «Наш учитель Ленин», «Миллионный Ленин»... Хотя многие взрослые были против молодой художественной литературы. «...Может быть, многие нынешние писатели хороши, но ни к чему они. Скажи, что непонятны они, резону в них мало», — говорил один крестьянин. Поэтому «некоторые ученики, — писал журнал, — находятся под влиянием старших членов семьи, всецело впитывают в себя их старозаветные мысли и привычки. Они спрашивают только представителей старой литературы: Тургенева, Писемского, Печерского, Шеллера-Михайлова. Стараются подчеркнуть, что читают только старую литературу, и, как попугаи, повторяют, что все новые писатели — «ерунда», которых читать не стоит».

Так что проблема, что читают наши дети, волновала взрослых во все времена. Потому что читают они не всегда то, что нам хочется...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: