Новосибирск 0.5 °C

Поспешные похороны ёлки

27.01.2011 00:00:00
Поспешные похороны ёлки
После праздника лесные красавицы отправляются на свалку, хотя заслужили более почётной участи.

Новосибирские лесничества к Новому году постарались создать горожанам праздничное настроение. Больше ста тысяч квартир, благодаря выращенному ими вечнозеленому «урожаю», пропахли хвоей и ожиданием чуда. Но, с другой стороны, это значит: позже более ста тысяч деревьев, подаривших запах праздника, одно за другим отправляются в последний путь — на свалку. Неужели более почетной участи они не заслужили?

В худых иссохших деревьях мало что напоминает о былой вечнозеленой пышности. Они начали появляться у мусорных контейнеров уже на следующий день после новогодней ночи. Чем ближе февраль, тем больше потускневших пихт и елей печально подмигивают прохожим остатками сверкающей мишуры. И вроде бы все правильно: для того и существует место для бытового мусора рядом с высотками и «хрущевками», чтобы их жители могли избавиться от бесполезных вещей. Но, согласитесь, есть в этом какой-то диссонанс: коллекция из деревьев, которые до праздника были живыми, — и гора хлама из отслуживших свой век табуреток.

Даже для сотрудников жилищно-коммунальных хозяйств елки — не обычный мусор. Каждый год хвойные свидетели новогоднего настроения доставляют им немало хлопот.

— Для нас елки — это ежегодная головная боль, — признается главный инженер ООО «Служба заказчика ЖКХ» Надежда Траханова. — Они не вывозятся вместе с остальным мусором. Они относятся к крупногабаритному грузу. За ним, согласно санитарным правилам, специально приезжает машина один раз в неделю. Но проблема в том, что и на отвале деревья так просто не принимают. Сжигать их тоже нельзя.

Каждый год коммунальщикам приходится искать способы, чтобы все-таки избавиться от колючей новогодней атрибутики. Например, в этом году «Служба заказчика» обратилась к одному из городских ДЭУ, которое распилит деревья. Только в таком виде их можно будет доставить на полигон для бытовых отходов. Процедура по превращению елки в палки, конечно, не бесплатная. Расходы ложатся на компанию, отвечающую за вывоз мусора: с горожан, обремененных и без того не маленькими коммунальными платежами, надбавку за наведение посленовогоднего порядка не берут. А потому коммунальщики надеются, что однажды в нашем городе появится организация, которая возьмет на себя заботу о лесных красавицах, выполнивших свою праздничную миссию. Но пока у нас нет, как, например, в Великобритании и в Австрии, специальных пунктов по приему у населения елок.

И как бы ни была печальна предрешенная судьба живых деревьев, на пару недель ставших украшением квартир, большинство из них бесполезно сгниют на мусорных полигонах. Хотя варианты, исключающие путь на помойку и допускающие, чтобы елка и после праздников ещё пригодилась, на самом деле есть.

Хвоя, которую утрамбуют бульдозеры, могла бы кормить животных и птиц. Рецепты с такой оригинальной приправой — обычное дело в Новосибирском зоопарке. Полезной считается хвоя ели и особенно сосны — витамина С в них больше, чем в цитрусовых. Её добавляют в рацион лосей, глухарей и многих других хвостатых, мохнатых и крылатых.

— Иногда их нам приносят, — говорит заместитель директора по хозяйственной части Новосибирского зоопарка Олег Потапов. — Но это случается слишком редко. Было бы хорошо, если бы чаще мы получали такие подарки: нужно нам много.

Так что пока тысячи ёлок бесполезным грузом на полигонах дожидаются окончательного исчезновения с лица земли, сотрудникам зоопарка приходится своими силами заготавливать хвою для зверей и покупать для них опилки.

— Беда, что у нас так много отходов, — сетует новосибирский эколог Александр Дубынин. — Но самое обидное, что мы выбрасываем то, что могло бы еще послужить людям. Ведь новогодние елки на самом деле можно использовать. Из пихты делают масло, муку, она идет на корм животным. Это — дармовой ресурс, а мы его просто хороним.

С экологом согласен и новосибирский пенсионер-изобретатель Виталий Санков. Своими руками он конструирует машины для переработки мусора. Правда, пока его изобретения, которые могут дать вторую жизнь многим, казалось бы, уже ненужным вещам, не слишком востребованы.

За границей же машины, подобные тем, что делает Виталий Ильич, уже давно активно используются. В Мексике несколько специализированных мини-заводов занимаются переработкой ёлок в удобрения, а граждане, сдающие ёлки на переработку, получают в подарок горшочек с цветком. В США из лесных красавиц делают различные деревянные и бумажные вещи или превращают их в наполнитель для кошачьего туалета. В Канаде ёлки перерабатывают в компост и используют его в городских парках. Некоторые части хвойного дерева идут на изготовление Tamiflu — известного средства от гриппа. В Финляндии из них делают косметику, в Испании превращают в технологическую щепу, которая идет на подстилку скоту. Во Франции ели перерабатывают в мульчу и используют для городских газонов, а в Швеции делают еловые ножи для масла. Очень распространена переработка хвойных в энергетическое сырье: немцы используют для растопки смесь из опилок, хвои и угля, которая быстро горит, дает много энергии и уменьшает выброс углекислого газа. В Австрии измельченные елки превращают в топливные брикеты или компост.

Дают шанс хвойным красавицам и в некоторых российских городах. В Хабаровске, например, есть предприятие, которое перерабатывает лапник ёлок в удобрения, которым поливают кустарники, что стимулирует их рост.

И это далеко не полный перечень полезных дел, в которых бы сгодилась ёлка, если бы ее не спешили отправить на свалку. Хвойные ветки могли бы стать искусственными нерестилищами для рыб, могли быть использованы в качестве топлива, материала для снегозадержания на полях. Если заполнить овраги новогодними елками, это стало бы защитой от эрозии почвы.

Виталий Санков утверждает, что измельченное дерево можно пустить на подушки, пластиковые бутылки и производство сантехники. Дерево можно переработать в штукатурку для внутренней отделки домов, в бумажную вату и деревянный порошок, который применяется при изготовлении дров и паркетной плитки. Смешанная с бумажной ватой переработанная древесина превращается в хороший утеплитель.

— У нас есть возможность получать дешевые и экологичные материалы, — признается Виталий Ильич. — Мы же ею не пользуемся. Но когда я делал машину для переработки, все-таки в первую очередь думал об избавлении города от мусора...

Неизвестно, когда исполнятся мечты Виталия Санкова, и мусора на земле станет меньше. Но повод для оптимизма есть: масштабы хвойных захоронений на полигонах для отходов с каждым годом уменьшаются. Правда, дело не в появившейся рачительности, а в том, что люди все чаще предпочитают живым новогодним деревьям искусственные, срок годности (а значит и жизни) которых не так короток.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: