Новосибирск 7.7 °C

Мужская мелодрама от Евгения Гришковца

27.01.2011 00:00:00
Мужская мелодрама   от Евгения Гришковца
Фильм «Сатисфакция», который вышел на экраны, снимался в Сибири с участием новосибирского актёра.

Писатель и актер Евгений Гришковец лично представил картину в Новосибирске. Он является автором сценария к фильму, его продюсером и играет одну из главных ролей.

Про сантименты

«Сатисфакция» — кино про богатых. Про тех, кто, зарабатывая свои деньги в 90-е годы, не приобрел притом необходимых знаний и навыков, как то: умение любить, воспитывать детей, дружить...

— Не знаю, плачут богатые или не плачут, — пошутил Гришковец. — Но им реально плохо. И они очень одиноки...

Поколение, которое пришло следом, казалось бы, должно быть чуть счастливее. Ему уже не пришлось двигаться по диким тропам нашего бизнеса на ощупь. Они учились в Гарварде. Они амбициозны, они обрели лоск, манеры, умеют носить хорошие костюмы. Но, вот беда, под дорогим нательным бельем не осталось места тому, что называется сентиментальным словом «душа». И сколько ж им надо выпить, чтобы сквозь толщу всех жизненных наслоений она вдруг проявилась и — пусть нелепо, косолапо и невпопад — но заявила о себе. Судя по фильму, выпить надо очень много.

И тем не менее хотя герои фильма — люди состоятельные, это кино, как нам кажется, не только про богатых. Оно про нас всех, про «утечку чувств», которую мы сегодня переживаем и которая не менее страшна, чем «утечка мозгов».

Когда-то скромный кемеровчанин Гришковец до глубины души тронул искушенную столичную публику своими моноспектаклями про варежки и малиновое варенье. Он и теперь, судя по фильму, остался верен своим «варежкам», «малиновому варенью» и своей однажды удачно занятой нише. Он по-прежнему утверждает, что чувствительным быть незазорно, а искренность и теплота отношений — понятия вечные.

Мужские забавы

В фильме два главных героя. Героя Гришковца зовут Сергей, он — состоятельный и влиятельный бизнесмен, из тех, кто не сходит с обложек журнала типа «Сибирский бизнес». В родном городе у него все схвачено. Второй — Денис, его друг и помощник, тоже весьма небедный топ-менеджер. Его играет Денис Бургазлиев (телевизионный сериал «Час Волкова»).

Наладив слежку за другом (владелец большого состояния очень подозрителен), бизнесмен обнаруживает, что друг спит с его женой. И требует сатисфакции. Нанять киллера, наверное, было бы проще. Но в нем еще жива засевшая где-то на генетическом уровне потребность «поговорить по душам». При приобретенной привычке властвовать она превращается в потребность поговорить любой ценой. Кроме того, в бизнесмене сохранились книжные представления о достоинстве и чести. Одним словом, он вызывает обидчика на дуэль. И как пострадавшая сторона выбирает в качестве оружия напитки разной степени крепости, а местом действия — пустой ночной ресторан. Продолжится «поединок» до первого упавшего. А «секундантом» будет включенная кинокамера. Проигравший потеряет все.

Новосибирский актер, режиссер и руководитель «Первого театра» Павел Южаков сыграл в фильме небольшую роль непосредственного официанта. Своего рода альтернативу «замороченным» богатым. Пока те наливаются в зале водкой, ромом и текилой, официанты в подсобке заключают пари попроще. Герой Южакова на спор за полторы тысячи рублей съедает нечеловечески большую кастрюлю макарон. В азарте забыв всякую прагматику и оставшись еще должным проигравшей стороне...

«Дуэль» поколений

Предпремьерный показ фильма состоялся в «Кино Сити». Залы были полны. Гришковец ответил на вопросы зрителей и прессы. Думаем, нашим читателям тоже будет интересно узнать, как сам писатель относится к своим героям и как снималось это кино.

— Насколько вам симпатичен, либо, напротив, не симпатичен ваш герой?

— Ему 45, он — мой ровесник, человек моего поколения. У меня среди моих знакомых, среди моих одноклассников и одногруппников есть люди, в известной степени обладающие большим капиталом и серьезной властью. Я очень хорошо знаю причины и понимаю мотивы поведения моего героя. И я не люблю мое поколение. У меня к нему слишком много претензий. Я считаю, что именно мое поколение довело страну до того состояния, в котором мы все сейчас живем. При этом мне было очень интересно играть героя, который мне несимпатичен, но при этом он — человек, искренне переживающий и страдающий. Он говорит очень правильные вещи, говорит буквально моими словами, под каждым из которых я готов подписаться. Но его слова при этом расходятся с действиями. А его действия мне не нравятся.

— А поколение 30—35-летних вам нравится больше?

— С 35-летним героем я в фильме выясняю отношения очень подробно (смеется). Поначалу он кажется совершеннейшим мерзавцем, но к концу фильма у него появляется своя правда. У нынешних 30—35-летних очень большие претензии к жизни, но им сложнее, чем моему поколению: они застряли между теми, у кого в руках вся власть и основные деньги. Мне пока очень сложно сформулировать к ним свое отношение. Мне кажется, что пока они не складываются в поколение. Если те, кому сейчас 45—50, — для меня предсказуемый монолит, то эти еще представляют что-то размытое. Хотя я много работал с такими людьми...

Пиджак от Brioni

— Роль Дмитрия была написана для Ивана Урганта. Почему потом был приглашен Бургазлиев?

— Вообще выбрать актера на эту роль было очень сложно. Нужен был актер, который бы сыграл роль крепкого менеджера, получившего образование в Лондоне, который правильно носит пиджак, рубашку, туфли... А наше поколение 30—35-летних актеров, к сожалению, как правило, люди либо с милицейским, либо, напротив, с криминальным или полукриминальным имиджем. И представить такого человеком, учившимся в Лондоне, было бы крайне нелепо. Изначально, действительно, предполагалось пригласить Ивана Урганта. Однако затем я увидел телевизионный сериал «Час Волкова», где играет Денис Бургазлиев, и понял, что нужен именно он. Денис — актер мхатовской школы. Долгое время работал в Германии и Голливуде, снимался в европейских фильмах...

— На вас там тоже костюмчик от Brioni неплохо сидит!..

— Спасибо. Я никогда прежде не носил дорогих костюмов. Для съемок мне купили предельно дорогой. И я понял, что мне он очень идет. Что мне в нем очень удобно, гораздо удобнее, чем в любом спортивном костюме. И к хорошему как-то сразу привыкаешь. А как только я к нему привык, то сразу и понял, что персонаж получится. Костюм, как известно, требует пластики, и из дорогого костюма, как только я с ним «пожил», вышло все остальное — и интонация, и жест, и взгляд. После показа «Сатисфакции» на «Кинотавре» ко мне подошел человек (не буду называть его имя, но у него в «Форбсе» где-то 12-я строчка, миллиарда четыре долларов есть) и сказал, что впервые увидел в нашем кино, что человек убедительно играет богатого. Для меня это был комплимент...

— По сюжету герои на протяжении почти всей картины пребывают в разных степенях опьянения. Были ли на площадке крепкие напитки или вы использовали только подходящие по цвету заменители?

— На крупных планах в рюмки наливался алкоголь, потому что сразу видно... А дальше все зависело от нашего актерского таланта. Кроме того, пьяного пьяным сыграть, по-моему, просто невозможно физически. И потом, это все-таки антихудожественно. Однако я настолько поверил в своё исполняемое состояние, что в результате заболела голова, появилась нестерпимая жажда и даже соответствующая усталость.

Провинциальная история

— В фильме внятно присутствуют город Иркутск, озеро Байкал. Вам принципиально была нужна «сибирская картинка»?

— Мне была нужна провинциальная история. Большой провинциальный город, это мог быть Омск, Иркутск, Новосибирск, но не Москва. В провинции сила переживаний и острота ощущений еще не совсем притупились, еще остались попытки какого-то нелепого поступка, намека на благородство. В Москве этого практически нет...

А «сибирская картинка» потому, что эту «картинку» я знаю лучше любой другой, поскольку в Сибири я родился и прожил значительную часть своей жизни. И даже когда в романе «Асфальт» речь идет о городе Архангельске, то описываю я Кемерово. Мне даже критики позвонили, что мой герой двенадцать раз за роман произносит слово «маленько» — это сибирский диалект, в Архангельске так не говорят.

В Иркутске, а, например не в Новосибирске, мы снимали потому, что там есть небольшая студия. И там нам были созданы условия, удобные для работы. Например, на два дня перекрывалась центральная улица Байкальская, и в городе были дикие пробки. В Москве такое сделать невозможно. Или там нам на 18 ночей отдали для съемок очень хороший ресторан. И мы за это ничего не платили. Или нам давали на целый день съемку огромного торгового центра. Тоже бесплатно. Вот такие они, сибиряки, бескорыстные.

— Как вы думаете, богатые будут смотреть ваш фильм?

— Надо быть безумцем, чтобы снимать фильм для богатых. Богатые в кинотеатры вообще не ходят. В зрительном зале сегодня в основном — дети от 15 до 18 лет. В Москве есть к/т «Стрела» для богатых — там билеты 1800 рублей стоят на обычный сеанс. Я туда пошел, купил билет, очень хотел посмотреть кино. И сидело нас двое богатых (смеется).

— Вопрос к вам как к зрителю. Как вам вообще российский кинематограф? И можете ли вы сформулировать для него пару пожеланий на будущее?

— Состояние нашего кинематографа — чудовищное. Для примера, наш фильм не малобюджетный... Его бюджет составляет миллион долларов. При этом я подсчитал, что он составляет 19 секунд от бюджета «Аватара», на который затрачено 270 млн долларов. У нас даже представить невозможно, чтобы кто-то мог вообще дать хоть какому-то режиссеру такие деньги! Отсюда все остальное. Все вторично, конечно. Наше кино либо очень прагматичное, целенаправленно коммерческое, либо, напротив фестивальное. Причем наше коммерческое кино делают неглупые, небесталанные люди, но они заранее на стадии написания сценария знают, что сделают г... и цинично его делают. И так делается большинство наших отечественных фильмов!

Что касается фестивального кино, когда создателям надо, чтобы его показали на Берлинском фестивале или еще круче в Каннах, то я не знаю ни один из фильмов, показанных там, который дошел бы до зрителя. Они не имеют никакого кассового успеха и никакого проката. Кинематограф оторван от зрителя. Зритель воспринимается как некое пушечное мясо — он должен принести деньги. У нас совершенно нет неспешного отечественного кино с крупным планом...

Что касается пожелания режиссерам: посмотреть много хорошего советского кино, какие там были наработки. Мы, например, снимали «Сатисфакцию», подробнейшим образом изучив фильм Никиты Михалкова «Пять вечеров». Там всего семь мест, где происходит действие: квартира, вокзал, лестничная клетка, магазин и почта. Все. И от фильма нельзя оторваться...

 «Сатисфакция», заметим, как раз именно такое неспешное кино: с крупным планом, с психологией, внутренним драматизмом. Так что очень рекомендуем.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: