Алтай и пути древних миграций

2011-02-01
Игорь Васильевский
Алтай и пути древних миграций
В последние девять лет мы работаем на раскопках в Солонешенском районе Алтайского края в месте с названием Карама, на правом берегу реки Ануй. У нас работают студенты и школьники из Новосибирска и Бийска, Солонешенского района. Археологические работы начались с разведочных шурфов (самый глубокий был 11 метров), которые дали хорошие результаты в поиске поселения древнейших людей еще в 2002 году.

В 2009 году общая площадь только нашего центрального раскопа стала более 400 кв. метров. По комплексным оценкам археологов, геологов, палеомагнитологов и палинологов (специалистов по споро-пыльцевому выявлению доисторической флоры), здесь, в 14 км от известной Денисовой пещеры, жили первобытные люди в период 400—900 тыс. лет назад, т. е. это сейчас самая древняя стоянка на территории Северной Азии (от Урала и Средней Азии до Тихого океана).

Обычный вопрос, который задают и местные жители и приезжающие туристы: «Смысл работы археологов на Алтае?» Постараюсь подробнее об этом рассказать.

Как ни странно, но разговор об Алтае начнем с Африки — по современному общему мнению археологов, антропологов и генетиков, именно Африка является родиной человечества — в нескольких районах ее восточной части обнаружены каменные орудия, датируемые 2.6—2.0 млн лет. С этого континента началось продвижение первобытных людей по планете, в котором выделяются два основных этапа миграции. Первый отстоит от нас примерно на два миллиона лет: движение шло через Ближний Восток в Европу, в Причерноморье и в направлении современной территории Индии и Китая. В течение нескольких сотен тысяч лет они заселили значительную часть Евразии, при этом для российской территории отмечаются пока два региона, где установлено пребывание этого древнего миграционного потока. Это Приазовье — первобытные стоянки недалеко от города Тамань с датировкой 1.2 млн лет и это Алтай — многослойная стоянка Карама с датировкой 450—900 тыс. лет.

Второй этап движения популяции людей в Евразии начался около 450—350 тысяч лет назад и подтверждается археологическими материалами на Алтае и в Монголии, где более 25 лет ведет работы Институт археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск). Руководитель этого института, академик А. П. Деревянко так комментирует эти исследования: «Динамика индустрии человека на переходном этапе от среднего к верхнему палеолиту (50—40 тыс. лет назад ) и на начальном этапе верхнего палеолита наиболее детально прослежена по памятникам на территории Горного Алтая. Пока нигде, ни на Ближнем Востоке, ни в Европе, ни в Юго-Восточной Азии, не удалось обнаружить материалы, которые позволили бы полно реконструировать культуру человека в диапазоне 300—20 тысяч лет назад... Кроме этого, считается, что Алтай и сопредельные территории были регионом, из которого в период от 30 тысяч лет люди мигрировали и несли новые (так называемые пластинчатые) технологии изготовления каменных орудий в Восточную и Юго-Восточную Азию, а также в Северную Америку через Берингов пролив во время значительного снижения уровня морей (около 30 тысяч лет назад). По вопросу миграций между Азией и Америкой известный наш историк, академик Лев Николаевич Гумилев говорил, что «взаимосвязь, установившаяся между континентами еще в древности, когда... постоянное перемешивание народов происходило всегда, имело место вплоть до I века нашей эры».

Другая существенная проблема: кто были эти люди? Современная генетика считает, что неандертальцы — это не прямые предшественники человека современного физического типа (Homo sapiens sapiens), а разошлись с ним в эволюции 700—600 тысяч лет назад, они жили в Евразии и исчезли около 25 тысяч назад. Таким образом, в период примерно от 150 до 25 тысяч лет назад люди современного типа и неандертальцы существовали одновременно. Их взаимоотношения давно являются темой научных дискуссий: от модели постоянной взаимной вражды до идей совместного проживания, скрещивания (метисации) и передачи навыков изготовления орудий.

Более 15 лет назад генетики Франции по митохондриальной ДНК, которая передается поколениями только по материнской линии, провели исследования современных жителей всех континентов и 14 основных языковых групп. Их выводы, которые позже подтвердились учеными других стран, в том что все нынешнее человечество — потомки чернокожей женщины, жившей около 7000 поколений назад. За момент передачи ДНК при рождении взят возраст роженицы 20 лет и, соответственно, выведена цифра: чернокожая Ева жила около 130—150 тысяч лет назад. Предполагается что 100—80 тысяч лет назад началась миграция Homo sapiens sapiens в Евразию. Самой древней генеалогической линией среди современников установлена эфиопская ветвь, а в Европе это баски в Пиренеях и жители острова Сардиния. К самым молодым веткам относятся жители Южной Африки, японцы и жители острова Тайвань. Учитывая, что миграция в Северную Америку шла через Алтай и сопредельные территории, важно отметить, что индейцы Америки имеют более древнюю генетическую ветвь чем индийцы в Индии.

Среди ученых приняты две основные схемы развития человечества после второго этапа миграции из Африки: одни считают, что все определялось миграционными процессами из одного центра, а другие указывают на мультирегиональный характер. Последний предполагает, что было несколько центров развития популяции людей — в генетическом и технологическом смыслах. А уже из них, в последние 100 тысяч лет, шло движение по Европе, заселение Австралии из Юго-Восточной Азии, Америки из Северной Азии. Позиция в отношении Алтая как некоторого центра становления человечества в регионе так аргументируется академиком Деревянко: «...огромный археологический материал, полученный при изучении пещер и стоянок открытого типа в Горном Алтае, позволяет сделать вывод, что 300—20 тысяч лет назад на эту территорию не проникали какие-либо миграционные потоки древних популяций человека... Археологические свидетельства прихода на эту территорию Homo sapiens sapiens отсутствуют; культура представителей вида формировалась здесь самостоятельно». Таким образом, становление человека современного физического типа происходило на Алтае, а его появление не было результатом прибытия из других регионов.

Когда приезжают посмотреть на известную в мире Денисову пещеру, то часто звучит: «А верно ли говорят, что люди вышли из пещер?» В общем смысле это совершенно верно. Во-первых, удобная для жилья и защиты пещера сама по себе становится центром, вокруг которого длительное время существовал и выживал первобытный человек. Во-вторых, древние и известные пещеры всегда связаны с некой тайной и легендами. Появление или выход первых людей на Земле из пещеры хорошо иллюстрируется мифом «О создании людей и о происхождении инков» латиноамериканского индейского племени аймара: «...сверкающее светило в образе человека поднялось ввысь, оно призвало инков с их вождем Манко Капаком ... по велению создателя Манко Капак со своими братьями и сестрами спустился под землю и вышел из пещеры Пакарай-Тамбо ... однако говорят, что и другие народы вышли из той же пещеры». В общем, не только у нас, но и в Америке говорят о пещерах как о месте появления первых людей. А что говорит археологическая наука, если археология в прямом смысле «описание древности». Так вот, археологами обнаружены зубы первобытных людей в двух пещерах Горного Алтая — Денисовой и Окладникова — между которыми по прямой около 60 км. В Денисовой пещере в слое, датированном как имеющем возраст 171 + 43 тысяч лет назад, обнаружен нижний молочный моляр ребенка 7—8 лет, а в слое древностью более 50 тысяч лет — верхний левый резец взрослого человека. В пещере Окладникова, в слоях галереи и под навесом, найдено пять зубов подростков 12—14 лет и детей 5—6 лет — эти люди жили около 44 тысяч лет назад. По оценке антропологов, останки, хотя и имеют архаичные признаки, принадлежат древнему ископаемому человеку современного физического типа, т. е. можно сказать, что Homo sapiens sapiens вышли из Денисовой пещеры. В свою очередь, вычисленное генетиками время жизни Евы как 130—150 тысяч лет назад не противоречит археологическим материалам, если ребенок, потерявший молочный зуб в Денисовой пещере, жил практически в тот же период — от 128 тысяч лет назад. В пользу столь невероятного предположения косвенно говорит и тот факт, что современные чернокожие жители Южной Африки по генетической линии стоят дальше от первобытной Евы, чем нынешние европейцы или китайцы, а должно бы быть иначе — миграция на одном континенте представляется более простой, чем переход из Африки в Восточную Азию.

Все это о человеке современного типа, но в Денисовой пещере есть костные остатки (фаланга пальца и другие), которые определили новый взгляд на значение этого объекта в истории Северной Азии. В марте 2010 г. журнал Nature опубликовал результаты генетических исследований этой фаланги, проведенных в Институте эволюционной антропологии в Лейпциге, в лаборатории палеогенетики. Оказалось, что генетика этого типа человека отлична и от нас и от неандертальцев, кроме этого, она еще древнее и при этом характеризуется по археологическому слою как более развитая, чем культура неандертальца. Это открытие мирового уровня, ничуть не ниже такого же открытия в 2003 году в Индонезии на острове Флорес. Там были обнаружены останки неизвестного науке вида человека, названного из-за маленького роста «хоббит», или по-научному Homo floresiensis, с возрастом около 18 тыс. лет. Новый вид человека из Денисовой пещеры уже называют Homo altaiensis — человек алтайский, а слой в котором содержались костные останки, датируется от 30 до 48 тыс. лет. Они исчезли так же, как и неандертальцы, самые поздние останки которых датируются как 25 тыс. лет назад. Археологический сезон 2010 года, так же как и прошлый год, дал новые материалы для генетических исследований, и они находятся в работе. Раскопки в Денисовой пещере продолжаются, а в Горном Алтае много неисследованных пещер, поэтому можно быть уверенными в том, что будут еще значительные открытия археологов и генетиков по истории Сибири и ее роли в становлении человечества в целом.

Проект Большая Перемена
14.04.2021 Детифото
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год