Новосибирск -0.2 °C

Намерения и результаты

03.02.2011 00:00:00
Намерения   и результаты
1 февраля первому президенту России исполнилось бы 80 лет.

Одиннадцать лет для истории не срок, но всё же... Время, прошедшее с момента знаменитого «Я прошу прощения...», по нынешним меркам достаточное, чтобы можно было о многих вещах того периода судить относительно спокойно.

Юбилейную дату отметили с достоинством: не захлёбываясь от напускного верноподданнического восторга, но попытались сказать о демократических преобразованиях, связанных с этим человеком. Даже энтэвэшники приумерили свой обычный критически-задорный пыл и пригласили в студию «семью», ну, а при живых дочери и вдове сам Бог велел вести себя по-божески. Некоторые телеканалы ограничились «лубочным» рассказом о «вехах» и внуках. Серьёзного анализа исторического периода ЕБН то ли избежали, то ли не смогли сделать: пока слишком близко. Не исключено, что это стало следствием коллективного желания видеть в первом российском президенте положительную личность. Лишь Зюганов пытался в очередном интервью на «Вести-24» что-то произнести, но, видимо, подредактировали... В общем, того и следовало ожидать.

Попытаемся и мы внести свою долю рассуждений на заданную тему и кое-что вспомнить, тем более, что нам довелось лично эпизодически лицезреть Бориса Николаевича в различные периоды его деятельности. В частности, на последнем, XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года, когда он «хлопнул дверью», выходя из партии. Затем был визит Председателя Верховного Совета РСФСР и уже избранного на голосовании, но пока не вступившего в должность президента РСФСР в Новосибирск, где он встречался с «партхозактивом» в ДПП (Доме политпросвещения) и научной общественностью в Доме учёных. Наконец, год спустя редкий по драматизму вечер в только что закрытом Орготделе ЦК КПСС в конце декабря 1991 года, где сразу же после окончательной передачи власти от Горбачёва к Ельцину состоялась встреча президента РФ с руководителями средств массовой информации.

Для одних приход Ельцина во власть закономерен в силу объективных предпосылок. Другие склонны рассматривать его «прорыв» как историческую случайность и во многом как следствие безвольной политики Горбачёва. Третьи видят в ЕБН современного удачливого Стеньку Разина со «звериным чутьём» на политику и т. д. Два года назад в интервью корреспонденту «Вечернего Новосибирска» бывший народный депутат СССР и некогда руководитель СО АМН СССР Юрий Бородин прямо сказал, что если бы Союзом руководил в тот период Борис Николаевич, то он бы совершенно по-другому выполнил свою историческую миссию преобразователя, и возможен был совершенно иной расклад событий.

Почти все признают факт драматического личностного противостояния Горбачёва и Ельцина, отразившегося на истории. Словом, как бы то ни было, что случилось, то и случилось, и нам остаётся лишь «делать фэйс», что первым президентом России был очень достойный человек, не без недостатков, конечно, но исключительно бескорыстный, чуть ли ни «человек в шинели наоборот», повернувший страну на путь демократических преобразований. Настолько демократических, что его уже при жизни стали называть царём Борисом. И уж как умудрился ЕБН за короткий срок пройти путь от популистских поездок на троллейбусе и «Москвиче» до личного вертолёта, садящегося на территории Кремля, только Богу известно. Один из руководителей Новосибирской области, принимавший однажды участие в совещании у Руцкого, рассказывал, как вице-президент, глянув в окно на садившийся вертолёт, сказал: «Вот и барин пожаловал!». Всем присутствовавшим стало ясно, в каких отношениях они находятся...

Пресловутый «человеческий фактор» в историческом развитии нашей страны играет слишком уж большую роль. Что касается личности Ельцина, то особенно. А, казалось бы, мы уже вплотную приблизились ко вполне цивилизованным странам, где всё решает развитое гражданское самосознание, но...

Даже в самый драматический момент своей жизни и, как полагают многие, на вершине своего духовного развития Борис Николаевич сам не избежал личностных оценок своего характера. Впрочем, обратимся к первоисточнику.

Цитата заслуживает того, чтобы быть длинной:

«...Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не все. Сегодня я последний раз обращаюсь к вам, как президент России.

Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку.

Я много раз слышал: «Ельцин любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не отдаст». Это — вранье. Дело в другом. Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. И так же мне хотелось, чтобы вовремя состоялись президентские выборы — в июне 2000 года. Это было очень важно для России. Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти, власти от одного президента России другому, вновь избранному.

И все же я принял другое решение. Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока. Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми. А мы — те, кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти.

Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернется в прошлое. Россия всегда теперь будет двигаться только вперед. И я не должен мешать этому естественному ходу истории. Полгода еще держаться за власть, когда у страны есть сильный человек, достойный быть Президентом, и с которым сегодня практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее?! Почему я должен ему мешать? Зачем ждать еще полгода?

Нет, это не по мне! Не по моему характеру!

Сегодня, в этот необыкновенно важный для меня день, хочу сказать чуть больше личных своих слов, чем говорю обычно.

Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил. Казалось, одним рывком, и все одолеем. Одним рывком не получилось. В чем-то я оказался слишком наивным. Где-то проблемы оказались слишком сложными...

Я ухожу. Я сделал все, что мог. И не по здоровью, а по совокупности всех проблем. Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше и лучше...»

Это было сказано 31 декабря 1999 года. Народ снова безмолвствовал.

По-своему замечательный документ. От задумки и личностной оценки своего «я» до фактического честного признания собственного банкротства. Конечно же, это поступок очень большого человека. Не важно, что текст писал сначала профессиональный журналист и член «семьи» Юмашев: редактура была «хозяина». Примечательно, что Россией почти десять лет руководила не столько общепринятая команда (которая привела ЕБН к власти и была разогнана), а некое новое образование в политике — «семья», в которую входили как просто приближённые, так и ближайшие родственники президента.

Цели были обозначены ещё в конце 80-х годов прошлого века. Важнейшая из них — что бы там ни говорили сейчас — власть, которую, разумеется, нужно будет использовать для подлинно демократических преобразований и улучшения жизни народа, о котором так пекутся все его радетели.

В политической жизни: настоящие гласность, свобода слова и демократические выборы. «Их есть у меня» более чем достаточно. Не важно, что вся пресса подчинена либо власти, либо капиталу и что в выборах реально участвует весьма скромная доля россиян.

В экономике даже страшновато представить себе, что было бы с нами со всеми, если бы не «труба» и нынешние цены на нефть и газ. Применительно к Новосибирску нелишне вспомнить, что в экономические лидеры на смену разрушенному ВПК, продукция которого некогда превышала половину ВРП области, уверенно пришла торговля.

И это ещё слава Богу, потому что за радикальную переструктуризацию экономики не винить нужно областную власть, а лишь удивляться, как она сумела вырулить на приличные позиции хотя бы в годы нового экономического кризиса.

В общественной жизни за два десятилетия лишь только-только появились ростки гражданского общества, которые нужно холить и лелеять.

Общественная безопасность, сами знаете, на какой высоте. Дьявольское пророчество писателя Александра Кабакова, нашумевшего в 1988 году своей повестью «Невозвращенец» и предвидевшего процесс невероятной криминализации страны, сейчас воспринимается как «цветочки». Мы не должны удивляться чрезмерной мягкости сегодняшних судебных наказаний за уголовные преступления, потому что больше сажать уже нельзя.

В сфере всех сфер — управлении — действительно есть немало положительного: и на федеральном уровне, и у нас на месте. Тяжело проходит притирка центральных шестерён и законов с местными, но это дело времени. Хуже другое — коррупция. Это только многим так кажется, что она где-то очень далеко, либо в высших эшелонах власти и бизнеса, либо на уровне мелкой взятки гаишнику. Конечно же, всё гораздо серьёзнее, и коррупция вплелась в нашу жизнь не «пятой колонной», а второй. И чего уж греха таить: именно с московской «семьи» всё и начиналось.

Немало говорится о якобы мирном характере новой русской революции, которую известный кинорежиссёр назвал криминальной. Если бы только криминал... По сути, с начала 90-х годов в России с разным накалом происходят события, очень напоминающие внутреннюю войну. И здесь только приходится радоваться, что вовремя и относительно мирно от нас отделились Прибалтика и Кавказ, Украина и Белоруссия. «Пожнёшь бурю!» — это на сто пятьдесят процентов про деятельность ЕБН, который утвердил свою власть пушками в октябре 1993-го, а потом с помощью маршала Грачёва начал бойню в Грозном под другой Новый год, 1995-й.

Лучше ли нам, простым людям, стало жить? Как посмотреть. Легковушек больше, импортных тряпок и еды тоже. А вот что касается души — то мы, как и подавляющее большинство россиян, живём надеждой: она должна непременно успокоиться и обрести опору не только там, откуда ни один не возвращался, но и здесь, на действительно прекрасной земле, что зовётся большой и малой родиной. И, несмотря ни на что, вспоминается пушкинское:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу;

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: