Пузатые холодильники «Бирюса», телевизоры «Рубин», где каналы переключаются плоскогубцами, похожие на испорченную колбасу пылесосы «Ракета» зеленого цвета, стиральные доски... Еще лет 15 назад большинство людей просто мечтало о том, чтобы заменить эти предметы на что-то приличное. Правда, после пустых полок времен СССР большая часть магазинов под лозунгом «Дешево» продавала китайское барахло. Дескать, и так все купят. А с началом кризиса и такая техника стала казаться недоступной.
Однако в конце января президент России Дмитрий Медведев перед поездкой к ведущим предпринимателям мира официально объявил об окончании кризиса. Вполне возможно, на позицию Дмитрия Анатольевича повлияли события в конце 2010 года. Ведь россияне просто сметали с полок бытовую технику и всевозможные электронные штучки. Причем искушенные покупатели теперь предпочитают товар с гарантированным качеством и профессиональное обслуживание.
Крупнейшая российская сеть магазинов электроники и бытовой техники «М.Видео» после новогодних праздников рассказала, что объем продаж у них вырос на четверть. В декабре прошлого года россияне потратили на электронику на 40% больше, чем в декабре 2009-го. Приходится открывать новые магазины, чтобы обеспечить всех желающих. Вместо 30 планировавшихся торговых точек у «М.Видео» появилось 44 гипермаркета. Причем 24 из них — в октябре — декабре. 10 магазинов в прошлом году пришлось на Сибирь, причем в Новосибирске «М.Видео» торжественно открыло юбилейный 200-й гипермаркет.
Конечно, измученные десятилетиями советского дефицита и лихими 90-ми люди покупают давно желанные холодильники и стиральные машины. Тем более речь идет не о «Вятке-автомат» или «Бирюсе». Но все больше внимания россияне уделяют продвинутым и необычным вещам. Кстати, именно они, по данным специалистов, и обеспечили рост продаж.
— Больше всего россиян привлекают интересные штучки, которые современная молодежь называет «гаджетами», — рассказывает директор магазина «М.Видео» в Новосибирске Александр Ипполитов. — В первую очередь это ноутбуки, игровые приставки — то, что можно подарить в честь праздника. Их продажи в 2010 году у нас выросли более чем наполовину. И, конечно, любимая игрушка нашего президента — iPad. Кстати, Дмитрий Медведев, выступая в Швейцарии, сказал, что начинает свой день с просмотра любимых интернет-сайтов на iPad.
Всего в России было продано 40 тысяч этих устройств. Причем начальный запас товара российские сети продали за три недели. Специалисты называют ситуацию настоящим переворотом в сознании людей. Теперь им нужны все более простые и удобные гаджеты, использующие сенсорный экран. Раньше возможность нажимать на кнопки, нарисованные прямо на экране, была приятным дополнением к другим функциям устройства. Но уже в ближайшие годы без сенсорного экрана прибор будет каким-то неполноценным.
Другая новинка, со ставкой на которую угадала «М.Видео» — это 3D-телевизоры. Теперь необязательно ходить в кинотеатр для путешествия на планету Пандора, к синим котолюдям. Трехмерное изображение позволяет посмотреть и дома самый кассовый фильм прошлого года в России — «Аватар». Футбольные фанаты могут почувствовать себя партнерами по команде Месси, Руни или Роналду. Ведь некоторые телеканалы в прошлом году транслировали чемпионат мира в 3D-формате. Кстати, самые мощные 3D-телевизоры умеют делать объемным обычное плоское изображение. Как сообщил директор магазина «М.Видео», для россиян телевизор по-прежнему остается одним из самых главных бытовых приборов. В 2010 году люди проявляли повышенный интерес к ТВ с поддержкой цифрового вещания и формата FullHD (особый формат передачи данных, обеспечивающий качественное изображение). Доля подобных телевизоров уже достигла 80%. Тем более, цены на все эти новинки падают на 10—15% в год даже без учета инфляции. Впрочем, на полках магазинов можно увидеть сопутствующие товары, которые скрасят процесс просмотра телевизора. Например, необычные чайники, которые умеют самостоятельно заваривать чай нужной крепости и поддерживать комфортную температуру, системы охлаждения и розлива пива. Даже хлебопечки, позволяющие получать вкусный хлеб из муки, в качестве которой ты уверен.
— Экспансия «М.Видео» показывает, как изменилось настроение людей, — комментируют экономисты. — Сеть, делающая ставку на качество, появляется в небольших городах. Значит, покупатели уже не кидаются в магазин, который завлекает дешевизной товаров. Люди идут туда, где прилично. Они ждут, что им ответят на все вопросы, подберут технику для их конкретных нужд, помогут с настройкой электроники. Теперь имеет значение даже время ожидания товара на складе. И уж точно покупатели не хотят менять купленный чайник каждые две недели. Кстати, по современным меркам обстановка в квартире у главной героини фильма «Москва слезам не верит» весьма скудновата. Так что после выхода из кризиса рядовой россиянин легко заткнет за пояс советского директора завода.