Новосибирск -0.8 °C

«Туповатые, но здоровые»?

22.02.2011 00:00:00
«Туповатые, но здоровые»?
Педагоги и родители не понимают, какие цели преследуют разработчики новых образовательных стандартов для старшей школы.

Новосибирские учителя-словесники написали открытое письмо, в котором поддержали своих коллег, выступивших против федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). Письмо они послали в редакции федеральных СМИ и в адрес Министерства образования.

Об этом рассказала предметной комиссии по русскому языку Новосибирского управления образования Ольга Волкова.

В основу проекта образовательного стандарта для старшей школы, вызвавшего бурю негодования среди педагогов и родителей, положены идеи «свободно конструируемого индивидуального плана обучающегося». В индивидуальный план обучающегося должны войти обязательные предметы и так называемые «модули» по выбору старшеклассника.

Перечень обязательных предметов состоит из трех наименований: «Россия в мире», физическая культура и ОБЖ. Остальные предметы старшеклассник выбирает из шести предметных областей. К примеру, физико-математический модуль включает физику, математику, информатику; естественно-научный — биологию, химию, географию.

— Если новые стандарты будут внедрены, то мы потеряем большие образовательные области, — объясняет Ольга Александровна. — Как следствие, из школы будут выходить полуграмотные люди.

По мнению Ольги Волковой, ни в коем случае нельзя переводить в разряд «предметов по выбору» литературу и русский язык, поскольку именно эти предметы являются основой воспитания национальной культуры, патриотизма, формируют менталитет.

Еще одно опасение педагогов связано с тем, что новые образовательные стандарты, в соответствии с которыми бесплатно школьники будут получать только базовый минимум знаний, вызовут «утечку мозгов» не только на уровне ученых и высококвалифицированных специалистов — это происходит в нашей стране уже давно. Страну любыми путями постараются покинуть семьи с детьми только ради того, чтобы переселиться в государства с бесплатным и полноценным школьным образованием, такие как Швеция, Австрия, Финляндия и другие.

Директор второй новосибирской гимназии Ирина Михно предполагает, что, возможно, новые образовательные стандарты не так страшны, как сейчас кажется. Но понять это можно будет только тогда, когда вкупе с содержанием стандартов будет прописан механизм их реализации. Например, останутся ли обязательными для сдачи в форме ЕГЭ русский язык и математика? Или для получения аттестата зрелости необходимо будет доказать только полноценное владение такими предметами, как физкультура и ОБЖ? Или такой вопрос:

 — Вряд ли в 14—15 лет человек способен осознанно сделать выбор: какую группу дисциплин изучать, а от чего отказаться, — говорит Ирина Михно. — Кто будет нести ответственность, если окажется, что выбор сделан неправильно?

На самом деле учителей больше другое волнует: сейчас рабочая неделя школьника, а значит, и учителя составляет 36 часов. Если базовое количество школьных часов снизится, то учителя могут потерять в заработке, который исчисляется, исходя из стоимости одного академического часа. Разумеется,  педагогов беспокоит, что подростки в результате предоставленного им выбора получат совершенно ненужную свободу и начнут заполнять ее совсем не теми занятиями, которые способствуют развитию гармоничной и патриотически настроенной личности.

Начальник отдела сопровождения государственной итоговой аттестации Центра оценки качества образования Николай Могилев не разделяет всеобщей паники и советует не бояться новых стандартов: «Сейчас в обязательной школьной программе для старших классов значится 14 предметов. Новые стандарты предусматривают порядка 11 предметов, обязательных для изучения. Другое дело, что уровень изучения этих предметов школьники смогут выбирать».

Кроме того, обращает внимание коллег Николай Могилев, нужно  признать, что рациональное зерно в идее модульного обучения все же есть: «Не так много людей в состоянии овладеть всеми науками в совершенстве. Большинство людей делятся на технарей и гуманитариев». И если ребенок гуманитарий, никакой педагог, даже самый талантливый, не сможет научить его основам сопромата и высшей математики, которые проходят на заключительной стадии программы старшей школы. Так стоит ли превращать учение в мучение?

Авторы ФГОС предусматривают три уровня освоения школьных дисциплин. Предметы могут изучаться на интегрированном, базовом, либо профильном уровне. Дисциплины, изучаемые на интегрированном уровне, дают общекультурную и общеобразовательную подготовку, а базовые и профильные предметы подразумевают системное изучение.

— Старшеклассник не может полностью отказаться от изучения литературы, физики или математики. Минимальное количество часов он все равно должен будет освоить, — подчеркивает Николай Могилев.

Основная задача, которую преследуют создатели ФГОС, — выполнить заказ государства, которому нужен гражданин, обладающий хорошим физическим здоровьем, ведущий здоровый образ жизни, готовый к грамотным и адекватным действиям в чрезвычайных ситуациях. Поэтому физкультуру и ОБЖ все школьники будут изучать в одинаковом — большом — объеме.

На этот счет абсолютно откровенно, без обиняков высказался депутат Госдумы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Государству нужны здоровые граждане. Пусть тупые, но здоровые. На то, чтобы содержать больных, даже умных, у государства нет средств. Физкультура и ОБЖ — как раз те предметы, которые обеспечивают здоровье. Поэтому они — главные».

Те, кто учился в советской школе, где все предметы были обязательными, наверняка помнят историю древней Спарты, где старых, больных и убогих, дабы не обременять государство их содержанием, сбрасывали со скалы. И еще в советской школе на уроках обществознания изучали такой закон: история развивается по спирали.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: