Новосибирск 2.3 °C

Взаимодействие магнитов

25.02.2011 00:00:00
Взаимодействие магнитов
Пресс-конференция руководителей СО РАН после поездки в США.

Её провели председатель Сибирского отделения академик Александр Асеев и его первый заместитель, а также президент фонда «Технопарк Новосибирского Академгородка» академик Ренад Сагдеев.

В начале февраля состоялся их недельный визит в Штаты и посещение двух крупных университетов (Мэрилендского и Южной Калифорнии), а также знаменитой Кремниевой долины. Впервые на уровне руководителей СО РАН и американских научно-образовательных структур состоялся ряд важных встреч, подписано три соглашения о сотрудничестве. Так, вслед за Днями сибирской науки, которые были проведены в Хьюстоне четыре года назад, сибирские учёные продолжают расширять небольшое окно в Америку, которое при известных условиях может дать обеим сторонам очень многое.

Будем надеяться, что процесс перезагрузки, объявленный администрацией президента Обамы, несмотря на все современные трудности и проблемы, будет развиваться.

Что касается поведения «магнитов», то общеизвестно, что они могут притягиваться, если их умело расположить полюсами, и отталкиваться, если действовать напролом. Это что касается отношений на межгосударственном уровне. Сами же учёные, как правило, стремятся к сотрудничеству при любых условиях: мир науки един, другое дело — как его стремятся использовать.

При чём здесь Генриетта Мария?

Забавно и непривычно для русского: штат Мэриленд (университет которого посетили сибиряки), когда он был еще просто колонией, был  так назван проанглийски настроенными политиками триста с лишним лет назад в честь супруги казнённого в 1649 году английского короля Карла I Генриетты Марии, — «земля Мэри». Штат, по американским понятиям, почти крохотный — 25,6 тысячи квадратных километров на Восточном побережье, пять миллионов человек. Но университет один из крупнейших в Америке, — собственно, даже не просто университет, а целая система «универов», в которой обучается более 30 тысяч юношей и девушек. И параллельно «с младых ногтей» приобщаются к бизнесу, потому что Международный инкубатор Мэриленда именно тем и занимается, что учит превращать знания в деньги.

Очень показательные факты. Во-первых, штат до сих пор так никто и не переименовал в честь, допустим, Кеннеди или Никсона, и, во-вторых, за три столетия по-всякому можно хоть как-то научиться делать деньги. А с помощью университетской науки — делать большие деньги. Так, собственно, оно и есть: научно-образовательные городки США — это средоточие не только интеллекта, но и капитала. Хороший университет имеет годовой бюджет порядка двух миллиардов долларов (бюджет СО РАН — в четыре раза меньше).

Америка ещё раз обернулась для сибирских учёных не просто большой и богатой страной, но и обетованным местом для научно-технологического творчества, роль науки в котором не просто декларируется властью, она, собственно, проистекает из самой жизни американцев. Хочешь, чтобы твои дети преуспевали — занимай где хочешь деньги и учи их. Если вы хотите, чтобы ваша страна была самой сильной в мире — не жалейте средств на науку и образование.

Вряд ли господин Фурсенко, которого обвиняют чуть ли ни в крахе российского образования, не понимает этого. Но в России вместе с перестройкой и реформами за два последних десятилетия сложилась странноватая система подготовки кадров с высшим образованием. По количеству выпускников вузов на единицу населения мы находимся примерно на уровне развитых стран, в том числе и США. Но, как совсем недавно отметил сам президент РФ, почти 40 процентов из них — юристы и экономисты. Нонсенс. За десять лет количество вузов в России удвоилось за счёт частной инициативы. Беда не в том, что они частные, а в том, что образование в большинстве из них дают плохое.

Вот так вот взять и поучиться у американцев уму-разуму вряд ли получится: трёхсот лет у нас в запасе нет. Ждать, пока параллельно с социально-экономическим развитием страны сами собой народятся Фултоны и Гарварды, будут когда-нибудь построены инкубаторы типа Мэриленда и технопарковые зоны вроде Кремниевой долины — обречь себя на вечное отставание и роль сырьевого придатка Запада и Востока.

Правительство России пытается сверху, своими методами ускорить этот процесс. Отсюда и не всегда удачные опыты с особыми экономическими зонами, и с технопарками. Дай бог, чтобы Сколково помогло в задуманном прорыве на пути модернизации страны. Учёные ищут пути инновационного развития на знакомом им поле научных исследований. В каком-то смысле это тоже народная дипломатия: как можно лучше знать, понимать друг друга.

От «научного туризма» к реальному сотрудничеству

При наших-то возможностях, говорил Александр Асеев, нужно особенно взвешенно относиться к каждой командировке за рубеж: зачем съездил, что привёз? Пора кончать ознакомительные путешествия. Что ж, будем надеяться, что нынешние российско-американские рамочные соглашения станут стартовой тройкой в реальном сотрудничестве. Соглашения предусматривают обмен научной информацией, опытом, студентами, стажёрами. Американцы готовы создать свою структуру в нашем технопарке и поощрять венчурами некоторые наши проекты. И это не вслепую: для них Академгородок — отнюдь не просто экзотика. Они внимательно следят (тесен научный мир!) за нашими успехами в физике полупроводников, лазерной физике, томографии, биомедицине, силовой электронике, новом материаловедении и т. д. Очень хорошо помнят, кто первый создал «бублик» ускорителя, и уважительно относятся к работам ИЯФ на Большом адронном коллайдере. То есть это интерес реально взаимный, а не снисходительно-шефствующий.

Интерес сибирских учёных к американскому опыту тоже понятен: где, как не здесь, можно «пощупать» новейшую приборную базу (хотя бы на предмет знакомства или в дальнейшем покупки). Через доброжелательно приоткрытую дверь Кремниевой долины посмотреть, как распоряжаться венчурными деньгами (30 процентов всех мировых венчурных, то есть авансирующих научно-технологические риски средств сконцентрировано здесь). И, при всём уважении к бывшему губернатору Калифорнии Шварценеггеру, задуматься о том, как же должна действовать региональная власть в России по отношению к инновационному бизнесу, если бизнес в Америке и без неё успешно развивается? Пока, как говорится, вопросов больше, чем ответов...

Мы ведь строили, строили, худо-бедно кое-чего добились: в космосе, авиации, в вооружении. Но потом вдруг сказали — не надо. И, к примеру, всю зарождающуюся отечественную микроэлектронику — под нож и на металлолом. Александр Асеев на пресс-конференции заметил: двадцать лет не было никакого развития. Хотя научная база, к счастью, сохранилась. Международные, в том числе американские, компании, специализирующиеся на микросхемах, охотно нам продадут комплекс аппаратуры для шоу, а вот что касается космоса, системы спутниковой навигации, обороны — извините: дружба дружбой, а табачок врозь!

Завтра

Двумя неделями раньше руководства СО РАН в Штатах побывали директор Института химической биологии и фундаментальной медицины академик Валентин Власов и проректор НГУ, член-корреспондент РАН Сергей Нетёсов. Вот что они, в частности, рассказали корреспонденту СОРАН.info:

«Мы приняли участие в совещании российско-американских групп по выработке направлений сотрудничества в области биотехнологии, биобезопасности и связанных с ними областей наук о жизни на ближайшие 10 лет. Обе стороны констатировали, что в последние годы сотрудничество несколько замерло, в то время как науки о жизни в целом сегодня — наиболее плодотворная и перспективная область знаний в части улучшения здравоохранения. В свете успехов геномики, молекулярной биологии, биотехнологии наступает время, когда можно и нужно снова работать сообща, и это приведет к улучшению качества и увеличению продолжительности жизни в обеих странах.

Что касается проблемы бактериологической безопасности, то она всё больше перемещается в область биоэтики. Одним из ближайших совместных мероприятий будет международный «круглый стол» по биологической этике, который пройдет в Москве в рамках международного конгресса «Биотехнология-2011» с 21 по 25 марта.

Хотелось бы напомнить, что в 1950—1980-е годы в нашей стране приоритетным направлением было развитие физико-математических наук. В США, несмотря на ту же гонку вооружений и космические проекты, наука развивалась более гармонично, поэтому у них биологическое направление ушло вперед. И сегодня там финансирование наук о жизни занимает около 55 процентов всех госзатрат на науку, а в России — только 20».

А через два с небольшим месяца сибирских учёных вновь, как и четыре года назад, примет Хьюстон. Это преимущественно технологии переработки нефти, космос, космическая медицина, новые материалы, энергосбережение. Соответствующая группа учёных будет представлять российскую сторону.

...Сразу после Америки, с корабля на бал, академик Асеев успел побывать на Красноярском экономическом форуме. Выступил с докладом о том, что может сделать в инновационном развитии страны сибирская наука. Похоже, что и в родном Отечестве начинают прислушиваться к учёным. В частности, известный алюминиевый магнат Олег Дерипаска заинтересованно говорил о необходимости содружества крупного бизнеса с наукой. Что касается советника президента Аркадия Дворковича, то ему, как говорится, сам Бог и президент велели...

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: