Новосибирск 7.4 °C

Купи меня, насяльника!

10.06.2011 00:00:00
Купи меня, насяльника!
Впервые я увидел группки этих людей, плотно облепивших обочину Ордынского шоссе сразу за Хилокским рынком, несколько лет назад. На мой немой вопрос товарищ, лучше знающий эту сторону жизни, ответил с лёгкой усмешкой: «Гастарбайтеры себя продают. 500 рублей – и он твой на весь день. Будет копать, таскать, строить: всё что угодно». Помнится, тогда меня даже возмутило это явление – от него «попахивало» каким-то рабовладельческим строем. «Куда смотрит власть», — подумал я наивно. Но затем пришёл к выводу, что это данность, это реалии всех больших городов, с которыми нам приходится жить и, по большому счёту, мириться.

Гастарбайтеров нигде не любят

Нет сомнений, что большинство поклонников популярнейшего ситкома «Наша Russia» обожают сюжетную линию про «наших старых знакомых из Средней Азии» Равшана и Джамшуда. Эти горе-строители и чудесные балбесы и у известной светской львицы поработали, а теперь вместе со всей страной «возводят» олимпийские объекты в Сочи. Фраза Равшана «Защем ругаешься, насяльника» в одночасье стала культовой.

Но это по телевизору весело – в действительности гастарбайтеров не любят нигде в мире. Даже в толерантных европейских странах вроде Германии, Франции и Бельгии уже созрели мощные националистические движения, призывающие бороться с людьми, которые не хотят перенимать культуру и обычаи новой страны обитания, живут обособленно, да ещё и грязными, преступными делишками занимаются. Но поздно, слишком поздно… Во-первых, люди, приезжающие из бедных, экономически не развитых стран отличаются поразительной сплочённостью и умением приспособиться к любым условиям. А во-вторых, ни одна крупная страна не может обходиться без трудовых мигрантов.

Мы их не любим за неопрятный внешний вид и раздражающе непонятный язык, брезгливо морщимся, оказавшись рядом, но вынуждены смириться, так как сами не хотим заниматься грязной, тяжёлой и низкооплачиваемой работой.

Но возмущение коренных жителей не затихает, особенно там, где гневаться безопаснее всего, – в интернете. Стоит кому-то из приезжих попасть в криминальные сводки (как будто мы, местные, все сплошь ангелы), и радикализм вновь зашкаливает. Но если вернуться непосредственно к рынку труда, то очень точно, пусть и резко, на одном из интернет-форумов высказался некий Олег:

«Я как работодатель и собственник читал все эти помои, выливаемые на таких, как я. Вы так усердно поливаете грязью алчных работодателей, но никто из вас не хочет идти на стройку, варить трубы или убирать мусор с улиц. Рабочих вакансий в городе тысячи, но что-то желающих нет. Лишь единицы готовы по-настоящему работать, а большинство хотят только получать деньги. Иностранцу, который не пьет и не ворует у работодателя, не жалко и 20, и 30 тысяч заплатить, а большинство из вас и «десятки» в месяц не стоят».

Жёстко, но честно. «Алчным» работодателям и впрямь некогда забивать себе голову душевными терзаниями латентных интеллектуалов, готовых сидеть без дела и денег, но не способных снизойти до физического труда. Поэтому и едут эти работодатели на обочины дорог. Там-то люди «всегда готовы»…

Придорожная «элита»

Частный предприниматель Антон, у которого на двоих с отцом небольшой сельскохозяйственный бизнес и пара магазинов, впрочем, имеет свою точку зрения. Более чем за 5 лет общения с гастарбайтерами он повидал всякого.

— Тех, кто стоит на Хилокском, я называю «зажравшимися», если это слово, конечно, применимо к мигрантам. Они себя элитой возомнили, за один день требуют 800 — 1000 рублей, при том ,что постоянно работать многие не хотят: 2—3 дня в неделю, и они счастливы. Да и качество работы зачастую очень низкое. Кого можно нанять на длительный срок – 1—2 месяца, там очень мало.

Антон столкнулся с проблемой в прошлом году, когда искал рабочие руки на сезон уборки овощей и картошки. В итоге с трудом нашёл бригаду. Обеспечил их жильём в электрифицированном и отапливаемом вагончике, продавал еду из своего магазина по льготным ценам. За месяц у гастарбайтеров «чистыми» выходило по 12—13 тысяч рублей (за вычетом стоимости продуктов), и «наёмники» были очень рады. Вообще, по словам Антона, многие предприниматели и частники, однажды найдя хороших гастарбайтеров, стараются сотрудничать с ними регулярно. Хотя к концу лета и «зажравшиеся» становятся гораздо сговорчивее – необходимо копить деньги для зимовки на исторической родине.

Но пора наконец-то обратиться и к самим гастарбайтерам. Вот в тени деревьев спасается от полуденного солнца с десяток приезжих. Опытному Камолдину под 50. На остановившуюся машину реагируют незамедлительно – все встают, навстречу бойко шагают самые решительные. Своеобразный вожак этого маленького сообщества Шафуддин  совсем не расстраивается от того, что я журналист. Поговорить? Пожалуйста! Даже патенты на право работы показывают дружно, словно я сотрудник УФМС. Мол, смотри, все честно – работаем легально. Правда, сегодня, как и несколько дней подряд, гастарбайтерам не везёт – «насяльники» не приезжают.

— Пятый день без работы, — сетует Шафуддин, — какая-то неделя неудачная.

— А ваши работодатели говорят, что обнаглели вы, по 800 — 1000 рублей в день просите?

— Нет, что ты, — оправдываются они в один голос, — здесь таких цен сейчас нет. 500 — 600 в день, не больше.

Тем не менее, им хватает и на съём квартир (1-комнатная на 5 — 6 человек), на еду и ещё 12—15 тысяч чистыми остаётся. Из которых не менее 200$ отправляют домой, в солнечный Узбекистан.

— Дома совсем работы нету,— грустно говорит Камолдин и что-то бормочет уже по-своему.

А здесь она будет всегда, уверены гастарбайтеры. Поэтому каждое утро терпеливо ждут, когда вблизи них притормозит какая-нибудь машина...

Факт

Чтобы приехавший на работу гражданин ближнего зарубежья не испытывал дискомфорта от нелегального проживания на территории России, теперь достаточно приобрести тысячерублевый патент, дающий право на работу у физических лиц, ежемесячное продление которого будет стоить ещё тысячу рублей. Так теперь предписывает Закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 июля 2010 года.

Комментарий

Начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС по Новосибирской области Андрей Кувшинов:

Благодаря продаже патентов для работы у физических лиц только за 5 месяцев 2011 бюджет области получил 23 миллиона рублей. Недавно проведённый рейд показал, что 2/3 мигрантов находятся на территории города законно и имеют разрешение на работу. Ещё год-два назад законных гастарбайтеров было не более 10 —15%.

Напомню, что ранее иностранный гражданин, желающий работать у физического лица, обязан был оформить разрешение на работу в рамках квоты, выделенной для субъекта. Предполагалось, что гражданин России, желающий построить на своем дачном участке, например, баню, за полтора года до начала строительства будет участвовать в заявочной кампании и заполнять сложные заявления, чтобы в конечном итоге его как потенциального работодателя утвердили приказом Роструда. После этого, счастливым от проделанной работы, он смог бы в течение трех дней объездить несколько государственных инстанций и уведомить их о найме иностранного работника.

Конечно, все описанные процедуры были непонятны людям и казались абсурдными. В свою очередь, иностранные граждане, путаясь в хитросплетениях процедур оформления разрешений, теряли всякую мотивацию легализовывать не только трудовую деятельность, но и само пребывание на территории России.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: