Новосибирск 4 °C

Стандарт для нестандартной школы

17.06.2011 00:00:00
Стандарт для нестандартной школы
С 1 сентября наши первоклашки начнут обучаться по Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения (ФГОС), которые, как считают специалисты, очень напоминают существующие с незапамятных времен ГОСТы. Именно в соответствии с этими стандартами начальная школа призвана в новом учебном году давать созвучные новым временам знания, навыки и компетенции, что, конечно же, не может не отразиться на всем образовательном процессе. Ведь к привычному стремлению учителей «началки» научить своих учеников писать, читать, считать должно прибавиться умение научить применять полученные навыки на практике.

Учеба и активный отдых

Если перевести грядущие нововведения на язык цифр, то мы получим следующий расклад. ФГОС предусматривают десять часов в неделю на обязательную внеурочную деятельность, впервые появляющуюся в практике начальной школы: ею у первоклашек будет занята вторая половина дня. Около 30 процентов внеурочных занятий, на которые учебным планом предусмотрено 1350 часов учебного года, отводится на художественное и творческое развитие, еще столько же — на физкультуру и активный отдых.

Один из вопросов, который, пожалуй, больше всего волнует родителей будущих первоклашек: а не будут ли малыши перегружены? Для ответа на этот и другие вопросы, связанные с нововведениями, было решено повсеместно организовать пилотные апробации готовящегося проекта. Всего в эксперименте, продолжавшемся весь прошедший учебный год, приняли участие около 15% российских школ. В их числе оказались и 27 образовательных учреждений Новосибирска.

Среди них средняя общеобразовательная школа № 159 с углубленным изучением математики и физики. Остаться в стороне от всероссийского эксперимента для учреждения с почти полувековой репутацией активного проводника инновационных педагогических и методических идей – ситуация маловероятная. Однако предварительные прикидки все же пришлось сделать: прежде чем принять решение о выходе на эксперимент по внедрению ФГОС на первой ступени, коллективом школы были проанализированы условия, кадровый состав, материально-техническая база.

 

Главное слово – за родителями

– Одним из первых шагов при реализации эксперимента было собрание, на котором родители тогда еще будущих первоклашек были ознакомлены с новыми стандартами, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы Любовь Иванова. — При непосредственном родительском участии были определены ключевые направления внеурочной работы, исходя из 10 часов в неделю для каждого ребенка. В нашей школе за основу была взята работа кружков «Веселый английский», «Русские потешки», «Читать – это интересно», «Умелые ручки», «Мой первый проект», секция «Здоровье+». Ведь в общей сумме они и дают разнообразие видов деятельности, которое благотворно должно сказаться на формировании личностных качеств младших школьников.

А их проявление? Оно себя долго ждать не заставляет.

– Действительно, казалось бы, рядовое событие, — продолжает свой рассказ Любовь Иванова. — Один из моих учеников, которому учеба дается не очень легко, был награжден дипломом за участие в показательных танцах. И что же? В дальнейшем ребенок стал активным участником всех наших конкурсов, соревнований, познавательных игр. А значит, он почувствовал уверенность в своем личном успехе, у него повысилась самооценка.

Кстати, разработки, осуществленные педколлективом школы №159, сняли тот самый аргумент противников нововведений о  якобы  чрезмерной перезагруженности младших школьников из-за чередования урочной и внеурочной деятельности. 3 из 10 часов, отведенных на внеурочную деятельность каждому младшему школьнику, предоставлены под спортивно-оздоровительные мероприятия, которые большей частью проводятся в тренажерном зале. Причем с проведением диагностики позвоночника. Плюс еще час приобщения к русским народным играм. А здесь и движение, и пребывание на воздухе.

Из таких отдельных эпизодов, как из паззлов, складывается общая картина…

Стандарты должны меняться

Информация о результатах проводимого эксперимента стала достоянием родительской общественности. Бесстрастная арифметика подтверждает этот факт: на 75 ученических мест в первый класс школы № 159 подано 125 родительских заявок.

Что же до руководства учебного учреждения, то здесь не спешат с выводами. Ведь начатый эксперимент будет продолжаться не один год. И тем не менее директор школы Татьяна Горбачева находит слова для сдержанного оптимизма:

– Теперь, когда пройден определённый путь в этом направлении, как руководитель образовательного учреждения могу сказать, что новый стандарт качества обучения младшего школьника в полной мере соответствует современным требованиям. Конечно же, такие стандарты должны и будут меняться — это напрямую связано с нашим высокомобильным, высокотехнологичным обществом. Но никогда не изменится главное: наше родительское и учительское желание видеть своих детей успешными, здоровыми, уверенными в завтрашнем дне.

Что будет дальше?

Основная направленность новых образовательных стандартов – создание условий для получения детьми не готовых знаний, а обобщенных способов действия и самостоятельным поискам информации. По сути, это означает, что при получении сведений об окружающем мире его не ограничат чтением параграфа в учебнике: в рамках проектной деятельности с первого класса ученик будет выращивать растения, вести наблюдения, ставить опыты и эксперименты с применением микроскопа, фотоаппарата и видеокамеры. Проектирование даст ему возможность научиться формулировать цели и выстраивать план своей деятельности, одновременно с письмом овладевая клавиатурным набором текста и — конечно, под контролем учителя — Интернетом, общаясь с наставником, в том числе после уроков.

Важно и то, что общее количество часов остается без изменений: для первого класса 20 учебных часов при 5-дневной неделе. Не будет и принципиального увеличения объема требований к учащимся, а контрольные работы будут преимущественно в виде тестов. А значит, уже с первого класса ребенка будут готовить к ЕГЭ. Еще один важный момент: родители становятся активными участниками образовательного процесса. А именно - сами смогут предлагать факультативы и предметы к изучению, которые считают важными для ребят. К тому же с 1-го класса вводится внеурочная деятельность, которая может быть различной направленности: эстетической, нравственной, духовной, военно-патриотической и т. д. И родители уже сами выбирают из предложенного, чем будут заниматься дети.

При этом программы, учебно-методические комплексы, по которым занималась ранее начальная школа, остаются. Все авторские коллективы уже переработали свои учебники под требования нового стандарта.


КСТАТИ 

«Полемика вокруг искусства».

Под таким названием на прошлой неделе в Городском центре изобразительных искусств (МБУ «ГЦИИ») совместно с учащимися 8 и 10-х классов гимназии № 14 «Университетская» прошли дебаты, в которых приняли участие не только школьники, но и взрослые – известные художники Новосибирска С. Мосиенко, Н. Никольская, А. Шуриц, К. Скотников, А. Таиров, а также кандидат философских наук, доцент НГУ Э. Барбошина.

Около года назад между МБУ «ГЦИИ» и гимназией был заключен пятилетний договор, подразумевающий реализацию в рамках ФГОС долгосрочных инновационных образовательных проектов по непрерывному духовно-эстетическому развитию воспитанников этого образовательного учреждения. Для его осуществления были привлечены известные в Новосибирске и за его пределами «люди от искусства»: художники, искусствоведы, философы. Приобщение к искусству мальчишек и девчонок предусматривало целый ряд разноплановых, в том числе нестандартных, заранее подготовленных интерактивных занятий, организуемых центром. Это были не только экскурсии по выставочным залам ГЦИИ, но и мастер-классы, интерактивные игры, беседы на искусствоведческие темы и т. д.

По словам куратора проекта арт-менеджера центра Ирины Петровой, в формате предлагаемой полемики ребята при поддержке взрослых были призваны продемонстрировать (что, в итоге, и произошло) полученные умения отстаивать свою точку зрения, оперативно мыслить, быстро извлекать из памяти нужные знания.

Комментарии

Константин Скотников, художник:

– Очень важно для нашей новосибирской культурной среды научить молодое поколение не столько уметь рассуждать на искусствоведческие темы, сколько грамотно выстроить речь, уметь правильно держаться во время публичных выступлений. А главное, думать, думать оригинально. Мы буквально тоскуем по обсуждениям, яркому обмену мнений относительно культурных событий, происходящих в Новосибирске, хотя интернет-форумы и блоги разрываются от остроумных и оригинальных мнений наших соотечественников. Люди хотят общаться – это видно. Но еще надо постараться научить их этому. Ведь если поводом их общения является искусство – это замечательно.

Любовь Судоргина, директор гимназии № 14 «Университетская»:

– Не буду лукавить, некоторых наших детей на очередные встречи с художниками, искусствоведами поначалу мы отправляли чуть ли не в приказном порядке. Сегодня ситуация поменялась: они уже сами интересуются, когда пройдут очередные занятия, какой теме будет посвящена очередная встреча. Конечно, свою роль сыграла и перемена обстановки – другая, совсем не казенная, среда вольно-невольно раскрепощает ребят. Многие из наших учеников постепенно обретают свой, особый, взгляд на искусство. Я слежу за тем, как внутри нашего гимназического коллектива формируется своя творческая группа. Этот факт меня как педагога очень радует, поскольку именно в юные души важно заронить нужные зерна.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: