Новосибирск -0.3 °C

«В жизни нужно заниматься тем, что нравится»

24.06.2011 00:00:00
«В жизни нужно заниматься тем, что нравится»
Открытие Многофункционального центра государственных услуг в Новосибирске было громким. Но отгремели фанфары и начались трудовые будни структуры, которая была призвана совершить революцию под названием «административная реформа». Мало кто тогда верил, что проект МФЦ реально позволит новосибирцам решить проблему хождения по многочисленным кабинетам чиновников для получения различных разрешений и справок.

К руководителю МФЦ Роману Урнышеву мы обратились с вопросом: удалось ли достичь этой цели?

Обь стала пилотной площадкой

Клиентский зал Многофункционального центра в Новосибирске совсем не похож на пчелиный улей. Никакого столпотворения. Здесь практикуют современный подход в оказании государственных услуг заявителям: к специалисту на прием можно легко записаться через интернет. Просторное помещение, улыбчивые и приветливые операторы. МФЦ в Новосибирске принципиально отличается от подобных в других регионах страны. Два года новосибирский центр возглавляет федеральный рейтинг лучших — первое место в конкурсе Минэкономразвития России.

— Роман Валерьевич, неужели мы смогли опередить Питер?  

—По качеству обслуживания заявителей — да. Санкт-Петербург на сегодняшний день обладает самой разветвленной сетью филиалов. Там работа началась значительно позже, но более мощными темпами. Администрация Северной столицы вложила в создание МФЦ 1,3 миллиарда рублей. Новосибирский центр обошелся государственной казне в 247 миллионов. В его создании участвовали три бюджета — федеральный, областной и муниципальный. Если бы мы обладали такими ресурсами, как питерцы, то сеть МФЦ в Новосибирской области была бы значительно крупнее, чем сейчас.

— Почему создание сети МФЦ началось с филиала в городе Обь, а не в областном центре?

— Объяснение простое: в небольшом по численности населения городе проще обкатывать новые модели. Обь стала пилотной площадкой. Опыт, полученный в Оби, в последующем пригодился нам при открытии МФЦ в Новосибирске. В итоге наш проект на тот момент был признан крупнейшим в России и по количеству площадей, и по числу окон органов исполнительной власти.

Как выстроить технологическую цепочку

— В чем суть работы Многофункционального центра?

— Создание МФЦ в Новосибирской области — не самодеятельность, а официальная программа в рамках административной реформы, проводимой Минэкономразвития России. Цели МФЦ: повысить качество оказания государственных и муниципальных услуг, сократить количество обращений граждан либо юридических лиц в органы исполнительной власти либо подведомственные учреждения и сократить сроки оказания госуслуг. Все это достигается, если работать по принципу «одного окна». Несмотря на кажущуюся простоту, процедура создания «одного окна» сложная.  

—Как в идеале должен работать этот принцип?

— Вариантов его работы два. Первый, и он имеет место быть на рынке, я объясню на примере агентства недвижимости. Что делает заявитель? Он выписывает нотариальную доверенность организации, которая в дальнейшем представляет его интересы в органах власти. По сути, агентство начинает за гражданина хождение по инстанциям, фактически являясь его «ногами». Но, во-первых, доверенность стоит денег. Во-вторых, сроки исполнения услуг не очень внятны, часто возникают сложности при взаимодействии частного посредника с органами власти и так далее. МФЦ в какой-то мере тоже является посредником между заявителем и различными инстанциями. МФЦ призван освободить граждан от многочисленных визитов в госорганы и обеспечить высокое качество предоставляемой госуслуги. Будь то оформление недвижимости, социального пособия и так далее. Образно говоря, человек пришел в МФЦ, заказал документ и получил его через определенное время.

— То есть МФЦ — лестница, которая помогает преодолеть бюрократический барьер?

— Понимаете, наша государственная система не одну сотню лет формировалась. Каждое ведомство в ходе исторического эволюционного развития создавало свою законодательную базу, свод правил, как бы ограничивая зону своей ответственности: вот здесь мое, а следующее ведомство — дальше. В МФЦ же оказывают много комплексных услуг. Допустим, регистрация сделки с недвижимостью распадается на 50 подвидов и требует участия различного рода субъектов рынка — кадастровых инженеров, бюро технической инвентаризации, в некоторых случаях городского жилищного агентства и так далее. При создании МФЦ в первую очередь мы учитывали, что надо привлечь те организации, услуги которых наиболее востребованы населением и оказываются комплексно, т. е. требуют сбора большого пакета документов и, следовательно, обращений в различные учреждения, государственные и коммерческие. В своей работе мы хотим добиться больших результатов. Например, если к нам обращается гражданин, то ему не придется переживать за сбор множества документов, когда одно ведомство, чтобы выдать справку, просит заявителя принести другую справку. Всю технологическую цепочку мы строим сами, а граждане просто должны приходить за результатом в МФЦ.

За результат  ставится оценка

— Такое тонкое знание бюрократических проволочек у вас откуда? Вы же пришли из бизнеса.

— Начинал я трудовую биографию с управления валютного контроля Минфина России. Есть опыт работы в областной администрации, Центробанке и страховой компании. Государственная система имеет определенные правила, работает в основном на процесс, коммерческая же система — больше ориентированная на прибыль, результат. Теперь я понимаю, что и в государственной структуре тоже можно работать на результат. Создание МФЦ, открытие нового его филиала в рай-оне — это государственное задание, у которого есть определенные показатели, сроки. За результат ставится оценка, но основную оценку нам определяет заявитель, тот гражданин, который приходит к нам за государственной услугой. Если он останется доволен, тогда, считаю, государственное задание действительно выполнено. Если нет, значит, еще работать и работать.

— Было непросто принять решение — возглавить проект МФЦ? Ведь пришлось отказаться, возможно, от более доходного места...

— Мне на самом деле интересно то, чем я занимаюсь. Более того, помимо интереса, есть некая философия. На этой земле мы живем не для получения материальных благ. Конечно, без денег в современном мире прожить было бы трудно. Но нужно, чтобы от твоей работы была польза людям. Когда мне предложили воз-главить проект МФЦ, я понял, что это позволит управлять достаточно интересными процессами, проводить модернизацию государственной системы. В конечном итоге — сделать легче жизнь людей. МФЦ и электронное правительство — вещи взаимодополняющие, потому что хоть в электронном виде услуги обходятся государству дешевле, но более половины населения не умеет пользоваться интернетом, не имеет доступа к нему. МФЦ призван в случае, если гражданин не может воспользоваться услугами в электронном виде, помочь ему в этом.
Не столько почет, сколько ответственность

— Вам 31 год, в таком возрасте чаще всего мыслят несколько иными категориями, с большей долей прагматизма и цинизма, что ли. Тем более в процессе построения карьеры...

— Я никогда не ставил себе такой задачи — сделать карьеру. У меня все в порядке: есть семья, есть увлечения, друзья. Просто каждый должен находиться в свое время на своем месте. И если решил стать руководителем, то должен понимать: это не столько почет, сколько ответственность. Руководитель должен обладать определенным рядом компетенций. Например, знаниями в области финансов, лидерскими качествами, ораторскими способностям, уметь организовать себя и окружающих. И, повторюсь, уметь брать на себя ответственность за принимаемые решения. Не умеешь брать ответственность — каждый раз будешь уходить от принятия решений. Хотя непринятие решения — тоже решение. А вообще надо в жизни заниматься тем, что тебе нравится.

— Вы обладаете чувством юмора? Это может быть одной из тех компетенций, которая характеризует успешного руководителя?

— Говорят, любовь — наше оружие, юмор — наш щит. С помощью юмора можно разрешить множество, в том числе конфликтных, ситуаций. Без этого невозможно достигнуть консенсуса в споре.

Людям сегодня не хватает банального внимания. Я считаю, что важно относиться с пониманием к окружающим в любой ситуации. Обращаются к нам, к примеру, за социальным пособием. И я понимаю, что в жизни этому человеку, может быть, изначально повезло чуть меньше, чем мне. Так сложилось. И я поправить эту ситуацию не могу. Но хорошее слово, приветствие, вовремя произнесенная шутка имеют реальный вес, они способны облегчить жизнь человека.

— Это ваш жизненный опыт привил вам такое человеколюбие?

— В этой жизни мне приходилось всего добиваться упорством и трудом. Не бывает так, что назначили руководителем, и все сразу заработало и закрутилось.

— Не возникает желания заставить окружающих пройти тот же непростой путь: дескать, сначала помучайся, потом пожинай плоды?

— У каждого свой путь. И выбирает его каждый сам.

Справка

МФЦ Новосибирской области входит в пятерку лучших в России как по разветвленности филиальной сети, так и по технологическому развитию. В разрезе Сибирского федерального округа НМФЦ — несомненный лидер. Первым три года назад был открыт филиал МФЦ в г. Обь. Затем МФЦ презентовал свою клиентскую службу в левобережной части Новосибирска. В прошлом году были открыты филиалы в Куйбышевском и Татарском районах. До конца 2011 года «семья» Новосибирского МФЦ прирастет Карасукским, Маслянинским и Чановским подразделениями. К концу года в области должны работать 7 филиалов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: