Новосибирск 3 °C

Как стать миллионером и не потерять вкус к жизни

01.07.2011 00:00:00
Как стать миллионером и не потерять вкус к жизни
Необычный урок прошел в бизнес-инкубаторе городского Центра развития предпринимательства. Более 30 новосибирских бизнесменов в режиме телеконференции общались с одним из гуру американского бизнеса Алексом Яновским. Во время телемоста Новосибирск — Нью-Йорк «Уроки предпринимательства» сибиряки задали много вопросов, касающихся развития бизнеса.

Без сомнения, ответы на некоторые из них будут интересны и читателям «Вечернего Новосибирска».

— В каждой компании среди работников есть «звезды». Каким образом их удержать? Ведь всегда есть опасение, что со временем они уйдут и создадут конкурирующие фирмы.

— Ну это как с женщиной: если ты боишься ее потерять, то скорее всего так и случится. Поэтому не бойтесь. Если «звезда» уходит, надо радоваться, что вы ее воспитали. Надо понимать, что для удержания профессионалов вы сами как руководитель должны быть ярче. В лидерстве есть такое понятие — «закон потолка» по десятибалльной шкале. Например, Наполеон находится на самом верху, на десятой позиции. А если ты на пятом уровне? У тебя априори никогда не будет «звезд» ярче тебя. По-этому надо постоянно совершенствоваться.

«Звезда» – это человек, который работает не только ради приличного вознаграждения, но и для самореализации. Для него главное — творчество. Поэтому создавайте ему условия, хорошо платите, хвалите и не мешайте. Но если компания растет медленнее, чем «звезда», деньги его не остановят. Потому что для такого человека ключевой фразой является: «Мне интересно».

— Каждому из нас приходится встречаться с новыми партнерами. Хотелось бы узнать, как оценить степень их надежности?

— Если ты часто ошибаешься в людях, значит, ты не мудрый. Но я бы не стал сильно терзаться. Даже легендарный Джек Уэлч, управляющий компании General Electric, из десяти человек, которых он назначал на руководящие позиции, ошибался в четырех. Так что нет верного рецепта.

С одной стороны, чтобы не ошибаться, нужно быть опытным бизнесменом. С другой — опыт есть сумма совершенных ошибок. Куда ни кинь, все равно можешь ошибиться. По моему мнению, нельзя быть чересчур доверчивым к людям и нужно уметь делать выводы. Что значит: сделать выводы? Когда человек сделал ошибку, запаниковал, у него мозги «отключились», он утонул в негативных эмоциях. Контролируйте себя. Бизнес, как спорт. Сколько раз футболист промахивается, прежде чем забьет гол? В бизнесе важны две вещи: работа и анализ.

— Как вы понимаете суть лидерства?

— Лидер – человек отдающий. Суть в том, чтобы повести за собой людей, заинтересовать их деньгами, новыми идеями, лучшим будущим. Человеку интересно работать, когда он видит перед собой точку Б, куда он стремится попасть из точки А.

Я консультировал одну компанию на постсоветском пространстве, там руководитель – диктатор. Он орет на подчиненных и унижает их. Поэтому, чтобы удержать людей, он вынужден им платить больше, чем в других компаниях. Я ему говорю: зачем ты орешь? У тебя прибыли из-за этого на 10 миллионов в год меньше. Но он не может себя пересилить. Сомнительное лидерство…  

— Как быть, если партнеры регулярно нарушают договорные отношения?

— Есть хороший неологизм: «Мы в ответе за того, кого вовремя не послали». Если ты вовремя не понял, что связался с ненадежным партнером, необходимо брать ответственность в свои руки. Со временем учиться быть более качественным инвестором. Иногда в бизнесе надо чаще говорить «нет», чем «да».

— Как достичь успеха на рынке: следуя за спросом, предлагать услуги или товары или создавать что-то свое, чего еще нет?

— Должна быть золотая середина. Начинающим бизнесменам я бы посоветовал вначале следовать за рынком. Когда компания окрепнет и встанет на ноги, тогда можно экспериментировать и моду задавать. Сейчас много говорят об инновациях, но инновация заключается не только в товаре или услуге, но и в отношениях с людьми.

— Как эффективно продавать услуги?

— Большую роль играет личность продавца. Он должен не только уметь что-то хорошо продавать, но быть ярким и интересным человеком.

— С чего начинать создание брэнда компании?

— С большим рекламным бюджетом можно сделать так, что весь мир может о вас узнать за один день. Учитывая, что таких средств у вас нет, я бы посоветовал пригласить на работу опытного маркетолога и не пожалеть на него денег. Обычно внимание руководителя акцентируется на вопросах производства. Это ошибка. Продать продукт так же важно, как и его создать.

— У новосибирских успешных бизнесменов появилась еще одна проблема. В узком кругу она формулируется так: «Хотеть нечего. Мол, когда мы были голодранцами, нам много чего в жизни не хватало. А сейчас, когда все желания осуществились, мечты закончились». Сталкивались ли вы с такой проблемой?

— Да, когда мне было 25 лет, у меня началась депрессия. Свой бизнес я открыл в 22 года и мне повезло: через три года я заработал сумму, о которой и не мечтал. И что дальше? Я думал, что деньги принесут счастье, а наступило внутреннее опустошение. Тогда я понял, что нужно найти себе любимое дело. С точки зрения окружающих, совершил алогичный поступок: подарил свой успешный бизнес и уехал на остров. Полгода читал книги по духовному развитию на берегу океана. В собственное образование инвестировал 800 тысяч долларов. Я понял, что любимое дело и польза для общества важнее, чем деньги. Во всяком случае, для меня.

Один чемпион по каратэ рассказал мне, что когда выходит на ринг, старается отдать как можно больше энергии. Его оппонент ее экономит, а мой знакомый — нет. Я думаю, что счастье к нам приходит тогда, когда мы начинаем отдавать много энергии.

— Вы миллионер. О чем мечтаете?

— Да о многом. Расскажу только о двух вещах. Первая. У меня двое сыновей, семи и девяти лет, и я уже сейчас мечтаю о том, чтобы мои внуки приходили и охотно общались со мной. Не потому что им мама-папа сказали: «Позвони дедушке», а потому что они бы считали меня интересным человеком.

А во-вторых, я часто представляю себе свои похороны. И кто на них придет. И кто что будет говорить. И я хочу, чтобы все слова произносились искренне.

— Многие предприниматели считают, что в России трудно сделать бизнес. Ваше мнение?

— Я полжизни прожил в России и полжизни в Америке. Хорошо знаю изнутри обе страны. Это иллюзия, что в других странах легче развивать бизнес. Да, в России существуют препятствия, но и в Америке они есть, и их не меньше. Поэтому не надо заниматься самообманом, просто помните, что предприниматель – это человек, который преодолевает препятствия.

На самом деле малый бизнес подобен ребенку. И он подчиняется главному закону мироздания – все должно развиваться, жизнь – в движении. Ничего страшного, если что-то не получается вначале. Например, компания Sony первые восемь лет находилась на грани банкротства. Главное — должно быть намерение вырасти, и тогда больше шансов выжить.

Справка

Алекс Яновский родился в Украине. По первому образованию – профессиональный музыкант, по второму – юрист. После эмиграции в США открыл собственную компанию. На протяжении последних десяти лет входил в совет директоров нескольких мульмиллиардных корпораций. В настоящее время, не оставляя бизнес, Алекс сосредоточился на обучении молодых предпринимателей. Автор собственной школы бизнеса.

Особое мнение

Люди и компании, которые изменили мир к лучшему (по версии Алекса Яновского)
1. Стивен Джобс (Apple Computers)
2. Фред Смит (Federal Express)
3. Билл Гейтс (Microsoft)
4. Соичиро Хонда (Honda)
5. Тед Тернер (CNN)
6. Акио Морита (Sony)
7. Сэм Уолтон (Wallmart)
8. Эндрю Мейсон (Groupon)
9. Говард Шульц (Starbucks)
10. Герб Келлехер (Southwest Airlines)
11. Лэрри Пейдж, Сергей Брин (Google)
12. Марк Цукерберг (Facebook)
13. Евгений Чичваркин («Евросеть»)
14. Сергей Галицкий («Магнит»)

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: