Без сомнения, ответы на некоторые из них будут интересны и читателям «Вечернего Новосибирска».
— В каждой компании среди работников есть «звезды». Каким образом их удержать? Ведь всегда есть опасение, что со временем они уйдут и создадут конкурирующие фирмы.
«Звезда» – это человек, который работает не только ради приличного вознаграждения, но и для самореализации. Для него главное — творчество. Поэтому создавайте ему условия, хорошо платите, хвалите и не мешайте. Но если компания растет медленнее, чем «звезда», деньги его не остановят. Потому что для такого человека ключевой фразой является: «Мне интересно».
— Если ты часто ошибаешься в людях, значит, ты не мудрый. Но я бы не стал сильно терзаться. Даже легендарный Джек Уэлч, управляющий компании General Electric, из десяти человек, которых он назначал на руководящие позиции, ошибался в четырех. Так что нет верного рецепта.
— Как вы понимаете суть лидерства?
Я консультировал одну компанию на постсоветском пространстве, там руководитель – диктатор. Он орет на подчиненных и унижает их. Поэтому, чтобы удержать людей, он вынужден им платить больше, чем в других компаниях. Я ему говорю: зачем ты орешь? У тебя прибыли из-за этого на 10 миллионов в год меньше. Но он не может себя пересилить. Сомнительное лидерство…
— Есть хороший неологизм: «Мы в ответе за того, кого вовремя не послали». Если ты вовремя не понял, что связался с ненадежным партнером, необходимо брать ответственность в свои руки. Со временем учиться быть более качественным инвестором. Иногда в бизнесе надо чаще говорить «нет», чем «да».
— Должна быть золотая середина. Начинающим бизнесменам я бы посоветовал вначале следовать за рынком. Когда компания окрепнет и встанет на ноги, тогда можно экспериментировать и моду задавать. Сейчас много говорят об инновациях, но инновация заключается не только в товаре или услуге, но и в отношениях с людьми.
— Большую роль играет личность продавца. Он должен не только уметь что-то хорошо продавать, но быть ярким и интересным человеком.
— С большим рекламным бюджетом можно сделать так, что весь мир может о вас узнать за один день. Учитывая, что таких средств у вас нет, я бы посоветовал пригласить на работу опытного маркетолога и не пожалеть на него денег. Обычно внимание руководителя акцентируется на вопросах производства. Это ошибка. Продать продукт так же важно, как и его создать.
— Да, когда мне было 25 лет, у меня началась депрессия. Свой бизнес я открыл в 22 года и мне повезло: через три года я заработал сумму, о которой и не мечтал. И что дальше? Я думал, что деньги принесут счастье, а наступило внутреннее опустошение. Тогда я понял, что нужно найти себе любимое дело. С точки зрения окружающих, совершил алогичный поступок: подарил свой успешный бизнес и уехал на остров. Полгода читал книги по духовному развитию на берегу океана. В собственное образование инвестировал 800 тысяч долларов. Я понял, что любимое дело и польза для общества важнее, чем деньги. Во всяком случае, для меня.
— Вы миллионер. О чем мечтаете?
А во-вторых, я часто представляю себе свои похороны. И кто на них придет. И кто что будет говорить. И я хочу, чтобы все слова произносились искренне.
— Я полжизни прожил в России и полжизни в Америке. Хорошо знаю изнутри обе страны. Это иллюзия, что в других странах легче развивать бизнес. Да, в России существуют препятствия, но и в Америке они есть, и их не меньше. Поэтому не надо заниматься самообманом, просто помните, что предприниматель – это человек, который преодолевает препятствия.
На самом деле малый бизнес подобен ребенку. И он подчиняется главному закону мироздания – все должно развиваться, жизнь – в движении. Ничего страшного, если что-то не получается вначале. Например, компания Sony первые восемь лет находилась на грани банкротства. Главное — должно быть намерение вырасти, и тогда больше шансов выжить.
Справка
Алекс Яновский родился в Украине. По первому образованию – профессиональный музыкант, по второму – юрист. После эмиграции в США открыл собственную компанию. На протяжении последних десяти лет входил в совет директоров нескольких мульмиллиардных корпораций. В настоящее время, не оставляя бизнес, Алекс сосредоточился на обучении молодых предпринимателей. Автор собственной школы бизнеса.
Особое мнение
Люди и компании, которые изменили мир к лучшему (по версии Алекса Яновского)
1. Стивен Джобс (Apple Computers)
2. Фред Смит (Federal Express)
3. Билл Гейтс (Microsoft)
4. Соичиро Хонда (Honda)
5. Тед Тернер (CNN)
6. Акио Морита (Sony)
7. Сэм Уолтон (Wallmart)
8. Эндрю Мейсон (Groupon)
9. Говард Шульц (Starbucks)
10. Герб Келлехер (Southwest Airlines)
11. Лэрри Пейдж, Сергей Брин (Google)
12. Марк Цукерберг (Facebook)
13. Евгений Чичваркин («Евросеть»)
14. Сергей Галицкий («Магнит»)