Новосибирск -5.2 °C

Интернет-булыжник – оружие пролетариата

08.07.2011 00:00:00
Интернет-булыжник – оружие пролетариата
Ура! Грядет великая потребительская революция! Пока призрак социальной справедливости бродит только по Израилю, но нет сомнений, что недалек тот час, когда пламя борьбы с необоснованным ростом цен на товары народного потребления перекинется с земли обетованной на все остальные части суши нашей измученной капиталистами планеты.

И действительно, еще вчера любая демонстрация сил на большой дороге в светлое будущее кончалась безоговорочной победой продавцов, перекупщиков и прочих спекулянтов. Потребители неизменно оказывались на лопатках с вывороченными карманами и оплеванной душой, после чего были вынуждены уныло плестись за сытыми хозяевами средств производства под веселое скандирование победителей: «Против лома нет приема!» Лом чемпионы бережно холили и лелеяли, а тайну его изготовления передавали по наследству. Короче, тряслись над ним вроде того, как малютки-медовары Роберта Стивенсона в переводе Самуила Маршака над своим вересковым медом. Впрочем, секрет рыночных разбойников всем давно известен: невнятная система ценообразования и отменный аппетит.

Но мне придется несколько подробнее рассказать о еврейском призраке, так как российские журналисты отчего-то не слишком охотно комментируют тему, ставшую сегодня одной из самых популярных в мировых СМИ.

Так вот, за последние  12 месяцев цены на продукты питания в Израиле повысились на 4,4%, что вроде бы не слишком тревожило местное население: израильтяне традиционно предпочитали не мелочиться и воспринимать любое повышение цен на продукты как неизбежное зло. Но месяц назад некий Ицхак Эльров, 25-летний пользователь социальной сети Facebook, предложил бойкотировать зернистый творог «Коттедж» компании «Тнува», цены на который, на его взгляд, совершенно недопустимо взлетели вверх.

И тут началось. Блог Ицхака из никому не известного в считанные дни стал чуть ли не самым популярным в Израиле, весь разношерстный народ которого, никогда не отличавшийся особой сплоченностью ввиду крайнего разнообразия составляющих его меньшинств, сегодня дружно анализирует, насколько оправдан рост цен на те или иные товары. Бойкот творога набирал обороты. Акцию активно обсуждали по радио, ТВ и в интернет-изданиях.
Аргумент о связи между повышением цен на творог и ростом цен на молоко, которым пытался защититься производитель, на поверку оказался несостоятельным: с января 2008 года цена на молоко снизилась на 8,8%, а цена «Коттеджа» возросла на 29%.

В скандал вмешалось правительство, угрожая ввести контроль над ценами на рынке молочных продуктов, если промышленность самостоятельно не решит проблему. Более того, премьер-министр Биньямин Нитаньяху поручил министрам изучить возможность импорта молочных продуктов, чтобы помочь снизить цены.

Наконец после трехнедельного бойкота производители сдались и снизили цены на творог.

Впервые потребители оказались способными разбить монополию.

Но интернет-сообщество на этом решило не останавливаться, теперь оно готовится к продолжению бойкота израильских продуктов, чья цена не соответствует принципам справедливого ценообразования. «Если у нас не будет выбора, мы своим бойкотом способны уничтожить целую промышленную отрасль», — заявили на днях активисты нового движения на своей пресс-конференции.

Таким весьма специфическим образом израильские потребители присоединились к народным протестам на Ближнем Востоке. По мнению экономистов, бурный гнев «низов» показал, что высокие темпы экономического роста Израиля в последние годы и его выдающаяся производительность в период глобального финансового кризиса еще не дали никаких выгод представителям низшего и среднего класса. Широкие слои общественности все больше возмущаются увеличением разрыва между богатыми и бедными и концентрацией всех богатств у местных олигархических семейств.

И все-таки заботиться о приемлемых ценах на базовые продукты должно государство, используя в этих целях имеющийся в его распоряжении властно-экономический инструментарий. Заботиться хотя бы для того, чтобы эти функции не взяли на себя сами потребители. А то зачем тогда потребителям государство? Чтобы мрачно наблюдать, как оно награждает разудалых победителей, скандирующих: «Против лома нет приема!»? «Если нет другого лома!» —красноречиво уточняют на родине первого учителя справедливости.

Хочется надеяться, что и у нас, в России, кое для кого найдется булыжник.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: