Новосибирск 1.5 °C

Прощай, песочница!

22.07.2011 00:00:00
Прощай, песочница!
Трёхлетний Артёмка столь истошно кричал, что его уже совершенно потерянная, бледнеющая на глазах молодая мама, кажется, была готова упасть в обморок. Никогда её ласковый, улыбчивый и озорной сыночек не ревел так вдохновенно, как сегодня, на крыльце детского сада, в который его привели во второй раз в жизни.

Принцип песочницы
На самом деле ироничный тон при описании этой маленькой, но самой настоящей драмы, конечно, не совсем оправдан. Для крошечного человечка расставание с мамой – это в полном смысле слова беда мирового масштаба. Ведь мама для ребенка – целая вселенная.

Но рано или поздно малышу приходится расставаться с ней, чтобы социализироваться, научиться общаться со сверстниками, познавать окружающий мир. Лучше всего, чтобы это происходило не рано и не поздно, а вовремя. И данное понятие здесь не относительно. Определять это самое время нужно исходя из психологических, физических особенностей ребенка, окружающей его обстановки и многих других факторов. Конечно, дети должны общаться среди равных, должны обязательно почувствовать себя частью коллектива, но чтобы ребенок развивался гармонично и в согласии с самим собой и окружающим миром, нужно подобрать правильный, подходящий для конкретного маленького человечка момент для начала посещения детского сада или развивающей школы.

По словам педагога Центра детского творчества «Балу» Надежды Трегубовой, важно понять, легко ли малышу будет оторваться от мамы. Для одних это нормально, а другим ребятишкам просто необходимо присутствие родного человека, когда он общается с другими детьми.

— Это так называемые недетсадовские дети, которые могут спокойно общаться с другими, только когда знают, что мама где-то рядом, пусть хотя бы в соседней комнате. Здесь нам очень важно преодолеть так называемый принцип песочницы. Под этим принципом понимается: дети приходят в песочницу играть со своей личной игрушкой, со своей мамой. Но для любого ребёнка очень важно именно социализироваться. Поэтому в нашем центре мы уделяем особое внимание навыкам общения детей, — говорит Надежда Трегубова.

Этот переменчивый мир

По мнению специалистов, для недетсадовских детей хорошей подготовкой к общению в коллективе станут занятия в детских центрах развития творчества. При этом малыши смогут успешно заниматься, проводя без мамы какое-то небольшое количество времени. Так будет легче сгладить процесс социализации, сделать его менее болезненным, подвести ребёнка к школе более уверенным в себе.

Немаловажной деталью в развитии и воспитании недетсадов-ских детей является разнообразие. Такие детки не должны заниматься и привыкать к одному определённому педагогу, ведь они, как правило, очень зависимы от конкретного человека. Стабильными вокруг таких детей должны быть семья, бабушки и дедушки, но не внешнее окружение – оно должно меняться. Поэтому в развивающих детских центрах стараются сделать так, чтобы малыши занимались у разных педагогов.

Кому, куда, когда идти?

Многие современные специалисты считают, что детей вообще нежелательно отдавать в детские сады и разлучать с мамой. Или делать это как можно позже. Такого мнения придерживается и Елена Белогородцева, психолог научно-практического центра «Индиго». Тем не менее, по её же мнению, некоторым ребятишкам посещение детских садиков очень даже показано. Это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с агрессивными наклонностями и некоторыми другими психологическими отклонениями – эти проблемы детсад может выправить. Поначалу гиперактивных, легко и сильно возбудимых детишек можно оставлять в саду на короткое время, например, до обеда.

По типу темперамента очень легко адаптируются в детских садах холерики и сангвиники, сложнее всего меланхоликам – они ранимые, чувствительные. Тяжело приходится и флегматикам. Каким бы темпераментом ни обладал ваш ребенок, оптимально, чтобы в группе детского сада было от 5 до 12 человек. За большим количеством ребятишек сложнее уследить и эффективно позаниматься с ними.

На детсадовской ноте

Но, как ни крути, у детсадов большие плюсы: там подрастающее поколение может получить привычку к соблюдению чёткого режима дня, организации собственной деятельности, научиться выполнять определённые требования, которые в социуме просто необходимы. Плюс в саду с детьми занимаются профессионалы – специалисты по развитию самых разных функций. Также в коллективе от своих сверстников дети получают бесценный опыт по подражанию. Незаменимы коммуникативные навыки – в саду дети могут общаться с более старшими и младшими ребятами. Кроме того, там дети могут понять, что не только мама и папа – значимые взрослые, есть ещё и воспитатель, няня, которых тоже нужно слушаться в определённые моменты.

Главный же минус детсадов, по мнению Елены Белогородцевой, в том, что дети могут получить огромную травму депривации, то есть отлучения от мамы с папой, от привычного места, от родного дома.

— Усугубляется ситуация, если идёт наложение одной травмы на другую. К примеру, если ребёнка в три года – в пик «кризиса среднего возраста» – отдали в детский сад, да к тому же у него ещё родился братик или сестричка, то на дет-скую психику накладываются сразу три мощные психотравмы, которые сложно выдержать маленькому человеку. Психика в этом случае может не выдержать и дать осечку. Организм получает иммунный стресс, может развиться бронхиальная астма и другие заболевания. Иногда проявляются и отклонения в поведении, определённые невротические расстройства в виде неконтролируемого мочеиспускания, заикания, тиков, плаксивости, — комментирует Елена Белогородцева.

Но тот же кризис трёхлетнего возраста, вернее, выход из него, может сыграть и на руку родителям, которые собираются отдавать своего ребенка в этом возрасте в детсад.

В этот период ребёнок начинает проявлять своё «я», кричать: «Я сам! Я большой!» На этой ноте как раз и можно благополучно отправлять его в детсад.

Оптимальный возраст

Психологи считают, что лучший возраст для того, чтобы вести ребёнка в детсад, — это 4,5—5 лет, этот период в психическом плане латентный, благоприятный, спокойный, хотя и в это время могут проявляться небольшие протестные реакции по отношению к окружающим. У детей на первый план выходят игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, им хочется контактировать друг с другом, открывать для себя что-то неизведанное, интересное.

Так или иначе все дети проходят через социализацию. Просто надо в этот период быть к ним внимательными, чуткими и относиться к этому философски.

Кстати

С ноября 2010 года в Новосибирске работает система электронного ведения очереди на получение мест в детских садах..

Узнать номер своей очереди родители могут на сайте www.moi-sadiki.ru. Нужно ввести фамилию, имя, отчество ребенка, полную дату рождения и район, в котором они стоят на очереди, после чего можно получить информацию о текущем номере своей очереди, номере очереди с учётом преимущественного права. Но сначала родителям необходимо обратиться в отдел (управление образования) администрации района по месту жительства.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: