Принцип песочницы
На самом деле ироничный тон при описании этой маленькой, но самой настоящей драмы, конечно, не совсем оправдан. Для крошечного человечка расставание с мамой – это в полном смысле слова беда мирового масштаба. Ведь мама для ребенка – целая вселенная.
Но рано или поздно малышу приходится расставаться с ней, чтобы социализироваться, научиться общаться со сверстниками, познавать окружающий мир. Лучше всего, чтобы это происходило не рано и не поздно, а вовремя. И данное понятие здесь не относительно. Определять это самое время нужно исходя из психологических, физических особенностей ребенка, окружающей его обстановки и многих других факторов. Конечно, дети должны общаться среди равных, должны обязательно почувствовать себя частью коллектива, но чтобы ребенок развивался гармонично и в согласии с самим собой и окружающим миром, нужно подобрать правильный, подходящий для конкретного маленького человечка момент для начала посещения детского сада или развивающей школы.
— Это так называемые недетсадовские дети, которые могут спокойно общаться с другими, только когда знают, что мама где-то рядом, пусть хотя бы в соседней комнате. Здесь нам очень важно преодолеть так называемый принцип песочницы. Под этим принципом понимается: дети приходят в песочницу играть со своей личной игрушкой, со своей мамой. Но для любого ребёнка очень важно именно социализироваться. Поэтому в нашем центре мы уделяем особое внимание навыкам общения детей, — говорит Надежда Трегубова.
По мнению специалистов, для недетсадовских детей хорошей подготовкой к общению в коллективе станут занятия в детских центрах развития творчества. При этом малыши смогут успешно заниматься, проводя без мамы какое-то небольшое количество времени. Так будет легче сгладить процесс социализации, сделать его менее болезненным, подвести ребёнка к школе более уверенным в себе.
Кому, куда, когда идти?
По типу темперамента очень легко адаптируются в детских садах холерики и сангвиники, сложнее всего меланхоликам – они ранимые, чувствительные. Тяжело приходится и флегматикам. Каким бы темпераментом ни обладал ваш ребенок, оптимально, чтобы в группе детского сада было от 5 до 12 человек. За большим количеством ребятишек сложнее уследить и эффективно позаниматься с ними.
Но, как ни крути, у детсадов большие плюсы: там подрастающее поколение может получить привычку к соблюдению чёткого режима дня, организации собственной деятельности, научиться выполнять определённые требования, которые в социуме просто необходимы. Плюс в саду с детьми занимаются профессионалы – специалисты по развитию самых разных функций. Также в коллективе от своих сверстников дети получают бесценный опыт по подражанию. Незаменимы коммуникативные навыки – в саду дети могут общаться с более старшими и младшими ребятами. Кроме того, там дети могут понять, что не только мама и папа – значимые взрослые, есть ещё и воспитатель, няня, которых тоже нужно слушаться в определённые моменты.
— Усугубляется ситуация, если идёт наложение одной травмы на другую. К примеру, если ребёнка в три года – в пик «кризиса среднего возраста» – отдали в детский сад, да к тому же у него ещё родился братик или сестричка, то на дет-скую психику накладываются сразу три мощные психотравмы, которые сложно выдержать маленькому человеку. Психика в этом случае может не выдержать и дать осечку. Организм получает иммунный стресс, может развиться бронхиальная астма и другие заболевания. Иногда проявляются и отклонения в поведении, определённые невротические расстройства в виде неконтролируемого мочеиспускания, заикания, тиков, плаксивости, — комментирует Елена Белогородцева.
В этот период ребёнок начинает проявлять своё «я», кричать: «Я сам! Я большой!» На этой ноте как раз и можно благополучно отправлять его в детсад.
Психологи считают, что лучший возраст для того, чтобы вести ребёнка в детсад, — это 4,5—5 лет, этот период в психическом плане латентный, благоприятный, спокойный, хотя и в это время могут проявляться небольшие протестные реакции по отношению к окружающим. У детей на первый план выходят игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, им хочется контактировать друг с другом, открывать для себя что-то неизведанное, интересное.
Так или иначе все дети проходят через социализацию. Просто надо в этот период быть к ним внимательными, чуткими и относиться к этому философски.
Кстати
С ноября 2010 года в Новосибирске работает система электронного ведения очереди на получение мест в детских садах..
Узнать номер своей очереди родители могут на сайте www.moi-sadiki.ru. Нужно ввести фамилию, имя, отчество ребенка, полную дату рождения и район, в котором они стоят на очереди, после чего можно получить информацию о текущем номере своей очереди, номере очереди с учётом преимущественного права. Но сначала родителям необходимо обратиться в отдел (управление образования) администрации района по месту жительства.