Договор «на берегу»
Объявление возле моего подъезда гласило: «Требуется сотрудник для документально-офисной работы на компьютере. Оклад стабильный – 15000». На следующий день по указанному адресу я пошел в бизнес-центр на собеседование, которое проводила со мной Светлана Александровна – красивая, молодая, безупречно одетая женщина. Судя по всему, её я устроил по всем параметрам: высшее образование, хорошие анкетные данные, большой опыт общения с людьми, ну и, конечно, то, что владею компьютером на уровне продвинутого пользователя. Моя будущая руководительница не скрывала, что работать придётся в фирме, занимающейся сетевым маркетингом, которая продвигает товары всемирно известной китайской корпорации. О ней я, кстати, ничего не слышал. Вот невежда!
Договорились, как говорится, сразу на берегу: никакими дистрибьюторскими делами я заниматься не буду – только исключительно «компьютерной и бумажно-офисной работой». «Но цикл лекций вы все равно должны прослушать, — убеждала меня Светлана Александровна. — Ведь вы должны знать весь ассортимент наших товаров, нюансы работы фирмы». А кто спорит? Надо так надо.
Будущее светло и прекрасно
Человечество, это тебе
Теперь что касается товаров, выпускаемых и продвигаемых этой замечательной китайской корпорацией и признанной аж Всемирной организацией здравоохранения. Их перечень был таков: ортопедические подушки, чай для снижения веса, таблетки из двойной целлюлозы, жевательные таблетки с биокальцием, биоцинк в капсулах, биокальций для детей, жир угря, зубная паста, мыло антимоскитное, шампунь против перхоти для волос любого типа, бальзам-ополаскиватель для увлажнения волос, биоэнергетический матрас (массажный), инфракрасное одеяло и наматрасник, тонометр с функцией снижения повышенного давления, растительный экстракт для похудения. Не правда ли, сколько замечательных товаров?! А сколько я еще не перечислил…
Заключение договора
Для того чтобы заключить договор, я, оказывается, должен был не только прослушать цикл лекций, но и здесь же, в бизнес-центре, купить литературу об ортопедических подушках, зубных пастах, наматрасниках и т. д., а также прочитать повесть-притчу Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» — о смелой птице, учившейся жизни и искусству полёта, и обязательно изложить на бумаге 50 жизненно важных целей: о здоровье, семье, карьере, путешествиях, покупках, личностном росте и прочее. Все эти условия мною были выполнены. Единственное, что я не стал делать, так это ставить свою подпись под «договором» — бумажкой, которая стоит 20 pv (710 рублей), к тому же без печати… А если бы подписал, то надо было бы еще выложить 300 pv (10650 рублей) за чай, шампунь против перхоти, жевательные таблетки и другую дребедень. А она мне нужна?! К тому же мы изначально договаривались о «бумажно-офисной работе» на компьютере…
Вместо эпилога
Комментарии излишни…
Что объединяет сетевой маркетинг и наркобизнес
Одиннадцать лет назад скончался основатель империи под именем Гербалайф Марк Хьюз, давший мощный импульс развитию сетевого маркетинга и созданию громадной торговой пирамиды. Он умер в 44 года, хотя мечтал дать здоровье и продлить жизнь многим людям. По некоторым данным, американский мультимиллионер умер от передозировки своего же продукта, который содержал вещества наркотического свойства. Хьюз хотел посадить на гербалайфовскую иглу миллионы людей и сделать их своими зависимыми потребителями. Его судьбу можно сравнить с героем Мэри Шелли Франкенштейном, который убивает своего создателя.
Схемы и принципы, принятые в сетевом маркетинге, не отличаются большой оригинальностью и каким-то креативом. Да и откуда им взяться, если их истоки идут от… наркобизнеса, где целая международная армия так называемых дистрибьюторов по своему многоуровневому маркетинг-плану занимается сбытом, прямой продажей наркотиков. Этот план включает в себя всем уже знакомые этапы подобного бизнеса: вступление в компанию, составление списка, прямые продажи, построение своей структуры, спонсирование, использование законов психологии и социологии. Кстати, первая легальная компания, которая начала работать в 1940 году по стратегии многоуровневого маркетинга (от английского Multilevel Marketing, сокращенно MLM), носила название «Витамины Калифорнии». В дальнейшем аббревиатура MLM стала означать сетевой маркетинг.
Возникает еще один вопрос: почему компании, занимающиеся сетевым маркетингом, нигде не рекламируются, а представляют собой некую полулегальную структуру? Казалось бы, чего бояться: фирма, как заявляют ее представители, официально представляет ту или иную корпорацию с мировым брендом, имеет все необходимые сертификаты. Я специально «пробежался» в «Дубль-ГИС» по адресам, где базируются сетевики (а они, как правило, занимают огромные площади в бизнес-центрах). И что же? Нет их и в помине! Как, впрочем, и в объявлениях, размещенных в бегущей строке на ТВ или в бесплатных газетах, вы никогда не найдете названия сетевой фирмы.
А подобного человеческого материала более чем предостаточно.