Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Град обречённый

29.07.2011
Андрей Борисов
Град обречённый
Старообрядчество. Его судьба до сих пор темна и загадочна. По сути, это тот самый параллельный мир, реально существующий, но замкнутый на себя и живущий по каким-то своим законам, неподвластным ни времени, ни государству. Но было бы слишком наивным считать староверов этакими «живыми консервами», концентратом патриархального быта и единого на всех образа мыслей

Были среди них люди всё больше практичные – купцы, банкиры, фабриканты, военные. Воспитание (а дети в старообрядческих семьях, как правило, росли религиозно стойкими, бескомпромиссными, искренне равнодушными к чужому и чужакам и при этом приметливыми, хозяйственными, дисциплинированными) не способствовало бесполезным занятиям – актёрству или, например, легкомысленному сочинительству. Писательство – это иное. Со времён протопопа Аввакума писательство в этой среде – своего рода подвижничество. Таковы и тексты: «Пиши правду. Правда – Бог. Пиши Бога».

Вера – основа всего. Поэтому и в сказки свои старообрядцы верили.

Да и сказки те были вроде и не сказками вовсе…


«В 1923 году Соколиха с бухтарминскими поехала искать Беловодье. Никто из них не вернулся, но недавно получилось от Соколихи письмо. Пишет, что в Беловодье не попала, но живёт хорошо. А где живёт, того и не пишет».
Н. Рерих «Алтай — Гималаи»

Беловодье. Говорят, есть где-то на востоке православная страна, где живут сыто, войн не ведут и крестятся двумя перстами. Вот уже двести лет этот земной рай напрасно ищут по всему свету.

Происхождение этой легенды связано с колонизацией земель по берегам алтайских рек Бухтармы и Катуни. Эта территория в то время так и называлась – Беловодье. Там в первой половине XVIII века возникла вольная крестьянская община, которая в течение долгого времени, вплоть до 1791 года, когда территория Бухтармы была включена в состав Российской империи, находилась вне контроля государства. Впрочем, руки (и штыки, и плети) дошли у российских чиновников до вольных крестьян еще не скоро. Известно, что первое сообщение о стране Беловодье, дошедшее до российского правительства, поступило от алтайского крестьянина Д. М. Бобылёва в 1807 году. Тот передал в МВД сообщение, что побывал «на море Беловодье», где живут русские старообрядцы — до 500 тысяч человек, имеющие церкви, епископов и священников «по старому закону»; беловодцы «сами по себе живут, никому дани не платят». Бобылёв сообщил, что беловодцы желают вернуться на родину, если им будут обеспечены свобода вероисповедания и право поселиться в избранных ими местах. О донесении доложили императору, который распорядился выдать Бобылёву 150 рублей и направить его к сибирскому генерал-губернатору. После того Бобылёв исчез. А по Руси распространились списки «Путешественника» — довольно точные описания маршрута Москва — Бахтурма и дальше – до страны Опонии, где якобы и располагалось мифическое Беловодье.

Но именно с этого времени на Алтай началось настоящее паломничество. Со всех концов Русской земли пошли искать свой земной рай староверы. Более ста лет искали — чтобы жить. Да и сейчас еще кое-кто ищет – чтобы поверить.

Но вот какая заковыка. География – наука точная, а старообрядцы никогда дураками не были. Читать-писать умели куда как лучше своих современников, крестившихся троеперстием.

Неужели не могли самые учёные среди них посидеть чуток с географическими картами и популярно объяснить своим единоверцам, что такое Беловодье на самом деле? Наверное, могли. А вот почему не хотели…

«Во все небо стояла радуга. И не одна, но две. И в радужные ворота стремилась широкая Обь. Великая Обь — родина жены и змия».
 Николай Рерих  «Алтай — Гималаи»

Строить город в районе нынешнего Новосибирска с какой-то необъяснимой назойливостью на протяжении двух столетий собирались несколько раз. В 1713 году томский дворянин Лаврентьев поставил острог в 6 верстах от устья реки Чаус на месте деревни Анисимовой. Стены крепости так ни разу и не увидели неприятеля, а в 1822 году острог был возведён в степень города и переименован в Колывань. Некоторое время решался вопрос о переносе сюда из Томска губернского центра, но томичи воспротивились. Еще раньше Колыванью побывал Бердск. В середине 17 века там размещалась разъезжая казачья станица, а пограничная межа с телеутами проходила по Берди. Русское поселение на стрелке Оби и Берди возникло к 1710 году, а 12 мая 1783 года Екатерина II издала именной указ «О бытии губернского города Колыванской губернии в Бердском остроге с наименованием оного Колыванью». Однако томские и барнаульские чиновники и купцы устроили проекту энергичную обструкцию, писали в столицу о дороговизне строительства, возможном разливе Оби и пр. Столичные власти от проекта отказались. Да и через полтораста лет, когда определялось место для строительства железнодорожного моста через Обь, окончательный вариант выглядел настоящим сюрпризом. Магистраль вообще-то намеревались вести через Томск, а мост логично было построить в Колывани…

Попытки разместить главный город губернии, живущей в то время за счёт алтайского горного промысла, в непосредственной близости от устья реки Каменки выглядят несколько странными.

На самом деле в устье Каменки к тому времени уже существовало небольшое поселение. Жили в деревеньке старообрядцы, выходцы из Змеиногорска и Сузуна. Вообще-то жили здесь испокон веков. Недалеко от станции метро «Октябрьская» существовал мощнейший археологический памятник «Чёртово городище». Исследователи начала прошлого века утверждали, что некие племена отмечались в этом месте на протяжении тысячелетий. Есть легенда, что здесь в августе 1598 года после битвы с воеводой Андреем Воейковым залечивал раны и оплакивал захваченных в плен пятерых сыновей хан Кучум…

Барнаульский историк Игорь Чайковский рассказывал об одном поверье старообрядческого сектантства. Основой ереси стала вера в существование на юге Алтая «сатанинского склепа», подземного места заточения падшего ангела (Змея, Дракона). Согласно поверью в ближайшем будущем Змей должен был получить возможность освободиться из плена и, спустившись с Алтая «вниз по воде», на север, заложить город, в котором случится «битва последних времён». Сторонники этой веры разделились на две неравные части. Большая часть поддержала секту «бегунов», считавших необходимым в преддверии наступающего владычества Змея порвать все мирские путы, бежать на юг и далее искать Беловодье — мифическое убежище православных от царства Антихриста. Но меньшая группа приняла решение отыскать место заточения Змея и встать на страже, молитвами откладывая пришествие предсказанного. Этих стойких старообрядцев прозвали за образ жизни «скрытниками». Они имели организацию, состоящую из двух уровней. Часть их была вынуждена жить в миру, обзаводиться домами и документами, вести хозяйство. Но вся видимая сторона этой жизни посвящалась обеспечению существования тех, кто от мира скрывался, — отшельников, старцев. Последние, поселившись в окружающих устюбин-ское плато пещерах (именно здесь, по преданию, был заточен Змей), денно и нощно охраняли молитвами выходы из подземелий.

Историк В. Лобанов писал, что в 1840 году бийский исправник сообщал о существующих в его округе старообрядческих деревнях Усть-Уба, Талда, Ай, вокруг которых «в непроходимых лесах находится множество келий и потайных мест, служащих для укрывательства беглых». Игорь Чайковский выяснил, что одновременно с основанием посёлка Устюба в целях отыскания места будущего змеиного града старообрядцы отправили поисковые партии вниз по реке Оби. Полагали, что искать следует там, где в Обь впадают последние реки, берущие начало в алтайских горах. Другой приметой искомого места считалось его расположение в окончании самого северного горного отрога. Возможным пунктом посчитали скалистое устье речки, впадающей напротив нынешней Ордынки. Её назвали Каменкой в честь реки, на которой стоит алтайский Красный Яр. Но потом старообрядцы обнаружили устье уже другой, нашей Каменки и подсчитали, что от истока Устюбы до него ровно 666 верст. Это и решило окончательный выбор места для будущего города Змея. Поселившись на речке, традиционно названной Каменкой, скрытники стали ждать. И дождались…

Подробнее с «гадской» версией рождения Новосибирска можно ознакомиться в очерке Валерия Иванченко «Река Змеи», опубликованном на сервере www.skitalets.ru.

Что-то от истины в этом определенно есть. Ведь не только мне в нашем городе чудится иногда нечто демоническое. Особенно, когда небо свинцово и ещё не прибрано по утрам ни в душе, ни на улицах, а впереди – неизвестность, и только падший ангел в обличии глупой бабы в подержанном авто тупо забрызгивает тебя грязной жижей дорожной лужи…

Возвращаясь в 1926 году с Алтая, где он искал следы старообрядческих преданий, известнейший эзотерик, художник и вроде бы шпион Николай Рерих посетил к тому времени Новосибирск. Рерих, видимо, верил в сакральное будущее Новосибирска. Одна из последних работ мастера – знаменитый «Град обречённый» — уж очень напоминает «змеиную» версию его основания. Да и зачем бы художнику завещать в общем-то чужому для себя городу шесть десятков своих картин? Не иначе Николай Константинович, веривший в глобально-мессиан-скую силу искусства, надеялся таким образом и после своего физического ухода участвовать в общей молитве, чтобы спасти наш обречённый город, чтоб отмолить наш обречённый мир.
Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Сдача Единого государственного экзамена началась в Новосибирской области. Сегодня, 3 июля, школьники сдают экзамены по литературе, географии и информатике. Борьба за хорошие оценки ведется в 69 пунктах сдачи ЕГЭ. В образовательном центре «Горностай» побывал губернатор Андрей Травников. Глава региона проверил, как организован процесс, и пожелал выпускникам удачи.
Большой парад планет состоится в июле в нашей Солнечной системы. В июле 2020 года в нем примут участие Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Можно ли и как наблюдать это явление?
Перенос ЕГЭ-2020 на месяц позже лишил учителей одного из бонусов профессии – 56-дневного, почти двухмесячного летнего отпуска. Вместо релакса в июле в год коронавируса у педагогов на руках – списки дней ЕГЭ. Чтобы успеть провести все экзамены, отпуск пришлось делить на части. Vn.ru пообщался с учителями накануне старта экзаменационного марафона 3 июля и узнал, как они переживают это нелегкое время.
Две Колывани спорят за право быть вписанными в биографию писателя Александра Волкова. Одноименные города в Новосибирской области и Алтайском крае претендуют на место, где Волков, будучи молодым учителем математики, начал писать сказки, которые его прославили.
В 13 районах Новосибирской области введен режим ЧС: на юге региона гибнут посевы. Более чем в трети сельских районов серьезный дефицит осадков. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №27 от 1 июля 2020 года.
Министерство спорта РФ предложило ввести налоговые льготы для родителей, чьи дети занимаются в платных спортивных секциях. Вернуть можно до 50 тысяч рублей в год. Законопроект пока находится на стадии экспертизы и общественных обсуждений.
x^