Новосибирск 4.1 °C

Град обречённый

29.07.2011 00:00:00
Град обречённый
Старообрядчество. Его судьба до сих пор темна и загадочна. По сути, это тот самый параллельный мир, реально существующий, но замкнутый на себя и живущий по каким-то своим законам, неподвластным ни времени, ни государству. Но было бы слишком наивным считать староверов этакими «живыми консервами», концентратом патриархального быта и единого на всех образа мыслей

Были среди них люди всё больше практичные – купцы, банкиры, фабриканты, военные. Воспитание (а дети в старообрядческих семьях, как правило, росли религиозно стойкими, бескомпромиссными, искренне равнодушными к чужому и чужакам и при этом приметливыми, хозяйственными, дисциплинированными) не способствовало бесполезным занятиям – актёрству или, например, легкомысленному сочинительству. Писательство – это иное. Со времён протопопа Аввакума писательство в этой среде – своего рода подвижничество. Таковы и тексты: «Пиши правду. Правда – Бог. Пиши Бога».

Вера – основа всего. Поэтому и в сказки свои старообрядцы верили.

Да и сказки те были вроде и не сказками вовсе…


«В 1923 году Соколиха с бухтарминскими поехала искать Беловодье. Никто из них не вернулся, но недавно получилось от Соколихи письмо. Пишет, что в Беловодье не попала, но живёт хорошо. А где живёт, того и не пишет».
Н. Рерих «Алтай — Гималаи»

Беловодье. Говорят, есть где-то на востоке православная страна, где живут сыто, войн не ведут и крестятся двумя перстами. Вот уже двести лет этот земной рай напрасно ищут по всему свету.

Происхождение этой легенды связано с колонизацией земель по берегам алтайских рек Бухтармы и Катуни. Эта территория в то время так и называлась – Беловодье. Там в первой половине XVIII века возникла вольная крестьянская община, которая в течение долгого времени, вплоть до 1791 года, когда территория Бухтармы была включена в состав Российской империи, находилась вне контроля государства. Впрочем, руки (и штыки, и плети) дошли у российских чиновников до вольных крестьян еще не скоро. Известно, что первое сообщение о стране Беловодье, дошедшее до российского правительства, поступило от алтайского крестьянина Д. М. Бобылёва в 1807 году. Тот передал в МВД сообщение, что побывал «на море Беловодье», где живут русские старообрядцы — до 500 тысяч человек, имеющие церкви, епископов и священников «по старому закону»; беловодцы «сами по себе живут, никому дани не платят». Бобылёв сообщил, что беловодцы желают вернуться на родину, если им будут обеспечены свобода вероисповедания и право поселиться в избранных ими местах. О донесении доложили императору, который распорядился выдать Бобылёву 150 рублей и направить его к сибирскому генерал-губернатору. После того Бобылёв исчез. А по Руси распространились списки «Путешественника» — довольно точные описания маршрута Москва — Бахтурма и дальше – до страны Опонии, где якобы и располагалось мифическое Беловодье.

Но именно с этого времени на Алтай началось настоящее паломничество. Со всех концов Русской земли пошли искать свой земной рай староверы. Более ста лет искали — чтобы жить. Да и сейчас еще кое-кто ищет – чтобы поверить.

Но вот какая заковыка. География – наука точная, а старообрядцы никогда дураками не были. Читать-писать умели куда как лучше своих современников, крестившихся троеперстием.

Неужели не могли самые учёные среди них посидеть чуток с географическими картами и популярно объяснить своим единоверцам, что такое Беловодье на самом деле? Наверное, могли. А вот почему не хотели…

«Во все небо стояла радуга. И не одна, но две. И в радужные ворота стремилась широкая Обь. Великая Обь — родина жены и змия».
 Николай Рерих  «Алтай — Гималаи»

Строить город в районе нынешнего Новосибирска с какой-то необъяснимой назойливостью на протяжении двух столетий собирались несколько раз. В 1713 году томский дворянин Лаврентьев поставил острог в 6 верстах от устья реки Чаус на месте деревни Анисимовой. Стены крепости так ни разу и не увидели неприятеля, а в 1822 году острог был возведён в степень города и переименован в Колывань. Некоторое время решался вопрос о переносе сюда из Томска губернского центра, но томичи воспротивились. Еще раньше Колыванью побывал Бердск. В середине 17 века там размещалась разъезжая казачья станица, а пограничная межа с телеутами проходила по Берди. Русское поселение на стрелке Оби и Берди возникло к 1710 году, а 12 мая 1783 года Екатерина II издала именной указ «О бытии губернского города Колыванской губернии в Бердском остроге с наименованием оного Колыванью». Однако томские и барнаульские чиновники и купцы устроили проекту энергичную обструкцию, писали в столицу о дороговизне строительства, возможном разливе Оби и пр. Столичные власти от проекта отказались. Да и через полтораста лет, когда определялось место для строительства железнодорожного моста через Обь, окончательный вариант выглядел настоящим сюрпризом. Магистраль вообще-то намеревались вести через Томск, а мост логично было построить в Колывани…

Попытки разместить главный город губернии, живущей в то время за счёт алтайского горного промысла, в непосредственной близости от устья реки Каменки выглядят несколько странными.

На самом деле в устье Каменки к тому времени уже существовало небольшое поселение. Жили в деревеньке старообрядцы, выходцы из Змеиногорска и Сузуна. Вообще-то жили здесь испокон веков. Недалеко от станции метро «Октябрьская» существовал мощнейший археологический памятник «Чёртово городище». Исследователи начала прошлого века утверждали, что некие племена отмечались в этом месте на протяжении тысячелетий. Есть легенда, что здесь в августе 1598 года после битвы с воеводой Андреем Воейковым залечивал раны и оплакивал захваченных в плен пятерых сыновей хан Кучум…

Барнаульский историк Игорь Чайковский рассказывал об одном поверье старообрядческого сектантства. Основой ереси стала вера в существование на юге Алтая «сатанинского склепа», подземного места заточения падшего ангела (Змея, Дракона). Согласно поверью в ближайшем будущем Змей должен был получить возможность освободиться из плена и, спустившись с Алтая «вниз по воде», на север, заложить город, в котором случится «битва последних времён». Сторонники этой веры разделились на две неравные части. Большая часть поддержала секту «бегунов», считавших необходимым в преддверии наступающего владычества Змея порвать все мирские путы, бежать на юг и далее искать Беловодье — мифическое убежище православных от царства Антихриста. Но меньшая группа приняла решение отыскать место заточения Змея и встать на страже, молитвами откладывая пришествие предсказанного. Этих стойких старообрядцев прозвали за образ жизни «скрытниками». Они имели организацию, состоящую из двух уровней. Часть их была вынуждена жить в миру, обзаводиться домами и документами, вести хозяйство. Но вся видимая сторона этой жизни посвящалась обеспечению существования тех, кто от мира скрывался, — отшельников, старцев. Последние, поселившись в окружающих устюбин-ское плато пещерах (именно здесь, по преданию, был заточен Змей), денно и нощно охраняли молитвами выходы из подземелий.

Историк В. Лобанов писал, что в 1840 году бийский исправник сообщал о существующих в его округе старообрядческих деревнях Усть-Уба, Талда, Ай, вокруг которых «в непроходимых лесах находится множество келий и потайных мест, служащих для укрывательства беглых». Игорь Чайковский выяснил, что одновременно с основанием посёлка Устюба в целях отыскания места будущего змеиного града старообрядцы отправили поисковые партии вниз по реке Оби. Полагали, что искать следует там, где в Обь впадают последние реки, берущие начало в алтайских горах. Другой приметой искомого места считалось его расположение в окончании самого северного горного отрога. Возможным пунктом посчитали скалистое устье речки, впадающей напротив нынешней Ордынки. Её назвали Каменкой в честь реки, на которой стоит алтайский Красный Яр. Но потом старообрядцы обнаружили устье уже другой, нашей Каменки и подсчитали, что от истока Устюбы до него ровно 666 верст. Это и решило окончательный выбор места для будущего города Змея. Поселившись на речке, традиционно названной Каменкой, скрытники стали ждать. И дождались…

Подробнее с «гадской» версией рождения Новосибирска можно ознакомиться в очерке Валерия Иванченко «Река Змеи», опубликованном на сервере www.skitalets.ru.

Что-то от истины в этом определенно есть. Ведь не только мне в нашем городе чудится иногда нечто демоническое. Особенно, когда небо свинцово и ещё не прибрано по утрам ни в душе, ни на улицах, а впереди – неизвестность, и только падший ангел в обличии глупой бабы в подержанном авто тупо забрызгивает тебя грязной жижей дорожной лужи…

Возвращаясь в 1926 году с Алтая, где он искал следы старообрядческих преданий, известнейший эзотерик, художник и вроде бы шпион Николай Рерих посетил к тому времени Новосибирск. Рерих, видимо, верил в сакральное будущее Новосибирска. Одна из последних работ мастера – знаменитый «Град обречённый» — уж очень напоминает «змеиную» версию его основания. Да и зачем бы художнику завещать в общем-то чужому для себя городу шесть десятков своих картин? Не иначе Николай Константинович, веривший в глобально-мессиан-скую силу искусства, надеялся таким образом и после своего физического ухода участвовать в общей молитве, чтобы спасти наш обречённый город, чтоб отмолить наш обречённый мир.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: