Новосибирск 7.7 °C

Не думай о здоровье свысока

12.08.2011 00:00:00
Не думай о здоровье свысока
В минувшем году Новосибирская область оказалась в числе немногих сибирских регионов, где было официально зарегистрировано снижение смертности населения. Отрадно, что этот показатель нашел соответствие другому: мы оказались среди сибирских городов с наибольшим уровнем ожидаемой продолжительности жизни.

Вместе с тем в Новосибирской области зарегистрировано наибольшее количество вызовов «скорой» среди всех регионов СФО. Кроме того, у нас происходит увеличение заболеваний органов дыхания, и здесь мы в «лидерах»… Создавшуюся ситуацию «ВН» обсудил с заведующим отделом науки ФГУ «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства», доктором медицинских наук Владимиром ЧЕРНЫШЁВЫМ.

Нам есть к чему стремиться

— Владимир Михайлович, как сопоставить эти, на первый взгляд, противоречивые данные?

— Понятие «повышение заболеваемости» — это палка о двух концах. И зафиксированный кем-то её высокий уровень ещё не отражает истинную картину. Ведь она определяется несколькими составляющими, в том числе выявляемостью заболеваний и их учетом.
Мне не раз приходилось сталкиваться с ситуацией: приезжаешь в какой-нибудь сельский район. Там заболеваемость в 1,5 — 2 раза ниже, чем в целом по области. Однако все эти «достижения» при дальнейшей проверке оказываются всего лишь результатом плохого учёта. С другой стороны, при некотором росте заболеваемости органов дыхания мы имеем снижение процента по сердечно-сосудистым заболеваниям, а также по кори, паратиту, гепатиту B.
— А зафиксированный рост числа жителей области, зараженных ВИЧ-инфекцией? Есть ли объяснение этому?
— К сожалению, это тенденция общероссийская. Основной причиной остается недостаточная профилактика этого заболевания, и прежде всего проблема наркомании, наиболее часто приводящей к заражению ВИЧ. Помните, в начале 2000-х в Новосибирске действовала программа «Город без наркотиков»? При разных оценках её эффективности одним из результатов на тот момент была тенденция к снижению числа наркозависимых, прежде всего среди детей и подростков. К сожалению, сегодня о подобных тенденциях говорить не приходится.
Что касается снижения смертности населения в сочетании с наибольшим уровнем ожидаемой продолжительности предстоящей жизни… Безусловно, этому способствовала реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», который позволил обновить медицинское оборудование во многих амбулаторно-поликлинических учреждениях, повысить квалификацию участковых врачей. Продолжительность жизни, которая в России увеличилась на 2 — 3 года, на одну треть зависит от рождаемости и на 65% — от смертности. Вывод лежит на поверхности: снижение смертности, пожалуй, стало основным показателем работы нынешних медицинских учреждений. На сегодняшний день по продолжительности жизни женщин Россия занимает почти 100-е место в мире, по мужчинам и того ниже. А уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний у нас сегодня в разы выше, чем в европейских странах. Тут, безусловно, есть к чему стремиться.
Раньше было лучше
— Сейчас много говорят о старении нашего населения. Наверняка эти процессы нашли отражение и в статистике, характеризующей нынешнее здоровье нации.
— Конечно. В возрастной структуре нашего населения лет 15 — 20 назад 20 — 22% составляли лица моложе трудоспособного возраста и порядка 15 — 17% — старше трудоспособного возраста. Сейчас показатели с точностью до наоборот. На уровне заболеваемости произошедшие изменения тоже отражаются однозначно: он стал выше именно за счет старения населения. Конечно же, и диагностические возможности значительно возросли по сравнению с тем, чем располагала медицина 20 — 25 лет назад. Это тоже нашло свое отражение в общей статистике. Вспомним и о зарубежных лекарственных препаратах. При общей их неоднозначной оценке на сегодняшний день трудно отрицать: среди них достаточное количество эффективных средств, которые позволяют продлить или даже сохранить жизнь определенным категориям граждан, прежде всего страдающим хроническими заболеваниями.
— Владимир Михайлович, согласны ли вы с расхожим утверждением, что прежняя, советская, система оказания медицинской помощи по многим параметрам была выстроена на порядок лучше действующей сегодня?
— Согласен, и именно потому, что та система выстраивалась на принципах общедоступности, бесплатности. А возникшие на сегодняшний день ограничения во многом обусловлены законом об обязательном медицинском страховании, который предусматривает сокращение объема медицинской помощи, оказываемой бесплатно. Серьезным недостатком в этой ситуации является недостаточная конкретика в определении объема медицинской помощи, который человек может получить бесплатно. Список предоставляемых гарантий расплывчат. Хотя все заболевания и состояния отражены в международной классификации болезней и причин смерти. Если бы мы воспользовались этим источником и четко поделили медуслуги на те, которые предоставляются бесплатно, которые — на условиях софинансирования, а которые на платной основе, многие спорные моменты исчезли бы сами собой. Но этого не сделано, и страдают от этого и больные, и медработники, выполняющие роль буфера, поскольку государство обозначает объем бесплатных медицинских услуг, которые не в состоянии профинансировать. А все претензии к медикам. Вспомним и о приказах прежних лет. Если они издавались, то действовали на протяжении длительного времени. Сегодня мы имеем совсем иную ситуацию. Приказы изначально издаются, мягко говоря, недостаточно продуманными. По этой причине их авторам приходится сопровождать свои ново-введения разного рода дополнениями, пояснениями…
Конечно, было бы несправедливо говорить только о недостатках современной медицины, есть и плюсы. Как я уже говорил, это оснащение клиник современным оборудованием, хоть пока и в недостаточном количестве. Это и появление эффективных лекарственных средств, и увеличение объема высокотехнологичной медицинской помощи. Но больше всего обнадеживает то, что государство обратило внимание на здравоохранение.
Учить профилактике с детства

— Вы согласны, что ошибочно ставить знак равенства между понятиями «доступность медицинской помощи» и «количество посещений к врачу в год»?

— Абсолютно. Сегодня предполагается, что число таких посещений должно быть в идеале 11. Но лучшая, на мой взгляд, медицина та, при которой пациент «забудет» дорогу в поликлинику, у него не будет в этом необходимости. Это, конечно, идеальный вариант, но к нему нужно стремиться.
Возвращаясь к доступности, думаю, что усилия нужно направить на то, чтобы она была обеспечена прежде всего нуждающимся в медицинской помощи, а не всем, кто просто этого захотел. Я с уважением отношусь к пожилым людям, но если некоторые из них посещают доктора только ради того, чтобы с ним пообщаться, — это одно. И другое, когда человек, которого «прихватило», по нескольку дней не может записаться на прием к врачу, потому что мы обеспечиваем общедоступность. Существует множество вариантов для создания ограничений (в хорошем смысле) людям, которые не нуждаются в приёме специалиста. Можно организовать кабинеты доврачебного приема (в некоторых учреждениях они есть), консультации по телефону и прочее. Но не решит проблемы, скажем, внедрение электронной регистратуры. Очередь – это прежде всего ожидание. При сохранении сложившихся принципов и требований ожидание неизбежно. Другое дело, что человек будет ждать своей очереди не в больничном коридоре, а дома, на рабочем месте, где-то еще. Обнадеживают предварительные результаты, которые свидетельствуют о том, что на 15 — 17% увеличилось количество записавшихся на прием к врачу именно работающего населения, среди которого смертность недопустимо высока.
— А становящиеся популярными центры здоровья? Им по силам хотя бы отчасти изменить ситуацию?
— Для определенных категорий населения прок от них, безусловно, есть. За год через такие центры проходит примерно 5% от общего числа жителей Новосибирска. Но при самой идеальной организации работы они не решат проблему повышения санитарной культуры населения, не обеспечат здоровый образ жизни, не заставят людей заботиться о собственном здоровье. Надо этому обучать человека начиная с дошкольного возраста, продолжить это в школе и после ее окончания, используя все средства, в том числе массовой информации. Самые серьезные усилия государства, многомиллиардные вложения в здравоохранение без участия самого человека не дадут желаемого результата. В Швеции, например, со слов стоматологов, всего 2% населения страдают кариесом зубов, а у нас все на-оборот. Почему? Там с детского возраста человек приучается к простой вещи: поел — почисти зубы или хотя бы прополощи рот. И не в России, а в этой скандинавской стране повсеместно можно встретить малышей, бегающих с зубной щеткой в кармане.

Детишек нужно обучать профилактическим мерам от одних заболеваний, людей старше — от других. То есть это должно быть единой государственной программой, не ограничивающейся призывами, а хорошо продуманной и финансируемой. Этого нам, по большому счету, и недостает.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: