Вот тогда-то у бубнилы и начинается личная жизнь. Независимо от того, есть ли в квартире ещё кто-нибудь, он честно, без купюр, проговаривает весь положенный ему репертуар.
Так вот, недавно мне довелось услышать такое, что, похоже, педаль тормоза у меня окончательно заела.
На днях один из местных радиоканалов рекламировал услуги коммерческой организации, осуществляющей подготовку к сдаче ЕГЭ. Создатели PR-продукта сработали на совесть. Не ограничившись традиционной в жанре «имиджевых радиозаказух» продолжительной трансляцией нудного доклада руководителя фирмы-заказчика, креативщики на этот раз к участию в программе привлекли не только администрацию рекламирующихся подготовительных курсов, но и обучающихся на них школьников. Дети достойно оттарабанили заученный текст о преимуществах платной подготовки к экзаменам, но главная фишка была не в этом. В заключение ребятишек попросили дать советы своим родителям. Постараюсь максимально точно передать смысл этих, в недобрый час услышанных мною детских советов.
— Или можно так: за ЕГЭ – автошкола, за поступление в вуз – автомобиль...
И так далее, и мальчики, и девочки, и всё на полном серьёзе.
Наверное, кто-то скажет, что формально требования этих детей – моего папы из 1941-го и дисциплинированных умников из 2011-го, в общем-то идентичны...
Но я всё равно, скажем так, удивился.
Правда, потом, поразмышляв, понял, что удивляться-то, по существу, нечему. Помнится, кавээнщики обнаружили в Москве мальчика, воспитанного майонезом. Найдёныш отличался удивительной нежностью. В столице Сибири климат, как известно, более суров, а майонез — ядрёней. Недаром же ходят слухи, что специально для потенции местных олигархов на НЖК под большим секретом в майонез подмешивают кедровые шишки с клюквой.
Поэтому естественным должно считаться и то, что именно здесь «новорусское» воспитание плюс продукция жирового комбината создали абсолютно иную, более практичную популяцию мальчиков, воспитанных вышеназванным изобретением французских кулинаров. В отличие от московских неженок наши отличаются поразительной нравственной задубелостью. Секуляризация, знаете ли, – отход от духовных ценностей, то да сё...
Иначе говоря, происходит коммерциализация вслед за материальными и духовных ценностей. Оно и верно: если ценность, то и ответ на вопрос «сколько?» должен существовать…
И как-то так получается, что среди нас появляется всё больше народу, прекрасно знающего — «сколько». Подобные хорошисты разных лет возникают внезапно. Приблизительно так же описывал преображение обывателей Александр Кабаков. Только в «Невозвращенце» у людей в один прекрасный миг из спины прорастали крылья, а у этих в глазах проклёвываются счётчики…
Но…
Отчего-то на прошлой неделе директор Института демографических исследований Игорь Белобородов на «круглом столе «Почему россиян становится меньше?» сказал: «Одной из основных причин сокращения рождаемости является секуляризация. Решение о рождении ребёнка всегда нерационально, оно не связано с материальной выгодой. Чем больше альтруизма, чем больше ориентации на духовные ценности, тем выше рождаемость».
Только вот по прогнозу ООН население Индии к 2050 году увеличится с 1,1 млрд до 1,6 млрд человек, Пакистана – с 158 млн до 305 млн. А бедность и в этих странах считается катастрофической…
Население России, согласно этому же прогнозу ООН, к 2050 году сократится со 142 млн до 100 млн человек. К 2080 году в стране может остаться лишь 38 млн россиян.
Вот тогда-то слово «секуляризация» выучат все.