Новосибирск 4.9 °C

Инсталляции в белом

23.09.2011 00:00:00
Инсталляции   в белом
В Новосибирском краеведческом музее открылась выставка французского художника-деконструктивиста Бертрана Плана. Несмотря на молодость, он имеет всемирную известность.

Нынешний его проект BUMP IT! Tour 2011 — не просто серия выставок, это единый перфоманс. Цель тура — проехать на автомобиле через 11 городов России от Владивостока до Москвы через Иркутск, Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Казань, Самару, Тольятти, Саратов, Ростов-на-Дону, и в своих выставках в каждом из городов отразить впечатления от проделанного пути. В Новосибирске, как и повсюду, организаторы – французский культурно-информационный центр «Альянс Франсез-Новосибирск» — обратились к горожанам с просьбой приносить ненужные вещи, предметы быта для создания инсталляций. Разумеется, ни в одном из городов повторения не будет.

В Новосибирске, где для показа был выбран цокольный этаж краеведческого музея, зал, разделённый колонной, позволил Бертрану создать две инсталляции.

Попытаюсь рассказать, как это было. Художник использует сложные компьютерные технологии, созданные с помощью учёных. Сначала он фотографирует предметы быта, как они есть. Эти изображения заводит в компьютер. Затем, ни на сантиметр не меняя положение предметов, окрашивает их в белый цвет. Включается видеопроектор, и в его лучах мы видим предметы, какими они были, потом постепенно, секунда за секундой, происходит замена, и вот уже перед нами – те же предметы уже ослепительно, девственно белые. И снова постепенный переход к прежнему их виду.

Проект необычный. Как отметил директор «Альянс Франсез-Новосибирск» Григорий Милогулов, они старались привезти в город то новое, чего раньше не было. Не только по форме, но и содержанию.

После пресс-конференции и официального открытия выставки Бертран План ответил на мои вопросы.

Реальность и интуиция

— Как появилась идея такой вот выставки, инсталляций в белом?

— Как только появились компьютеры, человек захотел отразить окружающий мир и то, что он видит в нём. Но вряд ли это в полной мере можно сделать. Бог создал все сущее, и воссоздать это компьютерными средствами невозможно. Вот так у меня возникла мысль вынести эту реальность наружу. Технология была изобретена совместно с учёными. Сначала текстура предмета стирается его покраской в белый цвет, потом за счёт предварительно сделанных фотографий она накладывается на изображение, и происходит то, что невозможно сделать внутри компьютера. Везде, где я делаю инсталляции, я использую предметы, которые уже были в употреблении, которые в отличие от новых предметов имеют свою историю, своё содержание, свою энергетику. Реальное, рациональное при этом – ноутбук и видеопроектор. Все остальное – выбор объектов, их взаимное расположение — происходит интуитивно. Хожу по залу, смотрю, как и где можно расположить отобранные предметы, оцениваю, с какого места зрители будут смотреть. Такая вот моментальность. С помощью видеоэффектов я сталкиваю несколько реальностей. Мои инсталляции — это слияние науки и искусства.

— В чём особенности вашего нынешнего проекта?

— Если я в Париже делаю такую выставку, могу месяц к ней готовиться. Сейчас, во время путешествия, по приезде на место у нас всего полтора-два дня на подготовку. Приезжаем, смотрим, какие есть предметы, быстренько всё делаем. Такая работа в спринтерском режиме. График напряжённый, но интересный с точки зрения своей специфики, неповторимости. Многое зависит от тех людей, которые меня принимают, это позволяет почувствовать атмосферу города. Это здорово!

Время всё расставит на места

— Что вы хотите сказать людям своим творчеством?

— Не хочу выражать это словами — правильно и полноценно я сделать этого не смогу. Идея вот в чём. Каждый человек в своей голове, в своих мыслях абсолютно свободен. У каждого из нас есть свои страхи, свои проблемы, стесняющие нас обстоятельства. Но на самом деле человек волен сам определять степень своей свободы. От этого зависит, какую реальность он способен увидеть. Я считаю, что искусство — это опыт, который все могут получить. Существует множество реальностей. Мы выбираем себе их сами. Никто не может сказать, правда это или нет. Никто не знает, в чём основа. Никто не знает, что мы делаем в этом мире...

— Что, на ваш взгляд, представляет современное искусство? Отрицание классики — сбросим классику с корабля современности? Или нечто другое?

—Эта тема, скорее всего, касается некоторой ограниченной сферы знатоков, которые любят порассуждать, для чего существует современное искусство. Я работаю не ради создания какого-то современного искусства. Я делаю то, что, по моим ощущениям, в данный момент волнует, что мне интересно показать. Также у меня нет цели доказать, что современное искусство лучше классического. У меня в голове даже мысли нет классифицировать, в мои задачи не входит сравнение и анализ. Произведения классического искусства имеют право на существование уже потому, что они остались в веках.

Время всё расставит на свои места.

— Как-то на престижной и широко известной Венецианской биеннале один автор выставил такое «произведение»: прибил гвоздём к доске писсуар и назвал его «Фонтан». В другом зале отдельно было расположено огромное полотно, написанное человеческими экскрементами. Не кажется ли вам такое «творчество» апофеозом безобразия, эпатажем и китчем?

— Для меня эпатаж и китч — не синонимы современного искусства. Это не отрицание того, что было создано до сих пор. На самом деле то, что я хочу передать, не должно эпатировать, шокировать зрителя, не должно отрицать классическое искусство. Для меня самое главное – передача какого-то очень простого базового сообщения. В данном случае мне это проще делать в среде искусства.

В мире есть бесконечность

— Вас позиционируют как художника-деконструктивиста. Что бы вы сказали по поводу такого определения?

— Это не я пишу релизы и статьи. Мне неважно, как меня называют. Нет цели иметь какой-то пришлёпанный ярлык, относиться к какому-то художественному течению, пласту. И когда происходят пресс-конференции, когда я объясняю, что делаю и почему, меня не волнуют вопросы классификации, какого-то интеллектуального анализа. Я пытаюсь делать то, что умею, наиболее честно и откровенно.

— Быстротечность, эфемерность, новизна – приметы нашего времени, что не может не отразиться и на искусстве. С этой точки зрения ваше творчество — это протест рациональности?

— Я пытаюсь пройти сквозь барьеры сознания. Если изменять что-то у себя в голове, реальность вокруг тоже начнёт меняться. Представьте, что вся реальность, как в компьютере, существует в виде нулей и единиц. Но я верю, что между ними есть ещё что-то. Мы можем войти в это пространство и открывать новые двери. Между светом и звуком есть нечто. Оно абстрактно, но оно есть. В молодости я мечтал быть программистом, и в моей жизни, как в компьютере, всё было в виде цифр, таков тогдашний образ мышления. Но, став взрослым, я понял, что мир не такой: в нём много таких пустот, есть бесконечности.

Между прошлым и будущем

— Бертран, вы неоднократно говорили, что ваша цель – жить настоящим. Что это значит для вас?

— Спасибо, что вы затронули тему, которая очень важна для меня. В школе, в вузе нас учат, как жить в будущем, задаваться целями, анализируют опыт прошлого. Но никто не учит нас жить в настоящем. И я не могу сказать, что научился жить настоящим. Но у меня в жизни были моменты, благодаря которым я вдруг осознал, что нет ни прошлого, ни будущего, а есть такой момент, когда ни о чём другом не хочется думать, а ценно то, что есть сейчас. В рамках этого проекта, в силу напряжённого ритма жизни, мы живём настоящим. Потому что как только выставка закончилась – надо спешить дальше. Нет возможности оглянуться и посмотреть: как оно получилось, хорошо или нет. Поэтому таким вот искусственным образом я для себя допустил такую ситуацию, когда уже нет прошлого и ещё нет будущего. Я не являюсь профессионалом в этой сфере и не могу сказать, что в момент, когда человек не думает ни о прошлом, ни о будущем, он находится в состоянии некоего спокойствия, уравновешенности. Наверное, от этого человек отчасти бессмертен, потому что он не думает, что будет потом…

— В чём бы вы хотели реализовать себя как творец?

— Я не художник в общепринятом смысле, я не рисую картин. Но я всегда занимался красками. Для меня важно значение материи – из чего созданы все эти вещи. Противопоставление материи и антиматерии для меня очень важно. Интересно работать в той сфере, где всё создано красками. Думаю, ещё вернусь к какому-то другому проекту. Переход от материального мира с использованием красок к цифровому миру — момент очень интересный... 

Кстати

Выставка организована при поддержке автоконцерна RENAULT в России, Новосибирского государственного краеведческого музея, Сибирского центра современного искусства, Французского института и посольства Франции в Москве. Экспозиция продлится в зале краеведческого музея до 9 октября.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: