Нынешний его проект BUMP IT! Tour 2011 — не просто серия выставок, это единый перфоманс. Цель тура — проехать на автомобиле через 11 городов России от Владивостока до Москвы через Иркутск, Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Казань, Самару, Тольятти, Саратов, Ростов-на-Дону, и в своих выставках в каждом из городов отразить впечатления от проделанного пути. В Новосибирске, как и повсюду, организаторы – французский культурно-информационный центр «Альянс Франсез-Новосибирск» — обратились к горожанам с просьбой приносить ненужные вещи, предметы быта для создания инсталляций. Разумеется, ни в одном из городов повторения не будет.
В Новосибирске, где для показа был выбран цокольный этаж краеведческого музея, зал, разделённый колонной, позволил Бертрану создать две инсталляции.
Проект необычный. Как отметил директор «Альянс Франсез-Новосибирск» Григорий Милогулов, они старались привезти в город то новое, чего раньше не было. Не только по форме, но и содержанию.
Реальность и интуиция
— Как только появились компьютеры, человек захотел отразить окружающий мир и то, что он видит в нём. Но вряд ли это в полной мере можно сделать. Бог создал все сущее, и воссоздать это компьютерными средствами невозможно. Вот так у меня возникла мысль вынести эту реальность наружу. Технология была изобретена совместно с учёными. Сначала текстура предмета стирается его покраской в белый цвет, потом за счёт предварительно сделанных фотографий она накладывается на изображение, и происходит то, что невозможно сделать внутри компьютера. Везде, где я делаю инсталляции, я использую предметы, которые уже были в употреблении, которые в отличие от новых предметов имеют свою историю, своё содержание, свою энергетику. Реальное, рациональное при этом – ноутбук и видеопроектор. Все остальное – выбор объектов, их взаимное расположение — происходит интуитивно. Хожу по залу, смотрю, как и где можно расположить отобранные предметы, оцениваю, с какого места зрители будут смотреть. Такая вот моментальность. С помощью видеоэффектов я сталкиваю несколько реальностей. Мои инсталляции — это слияние науки и искусства.
— Если я в Париже делаю такую выставку, могу месяц к ней готовиться. Сейчас, во время путешествия, по приезде на место у нас всего полтора-два дня на подготовку. Приезжаем, смотрим, какие есть предметы, быстренько всё делаем. Такая работа в спринтерском режиме. График напряжённый, но интересный с точки зрения своей специфики, неповторимости. Многое зависит от тех людей, которые меня принимают, это позволяет почувствовать атмосферу города. Это здорово!
— Что вы хотите сказать людям своим творчеством?
— Что, на ваш взгляд, представляет современное искусство? Отрицание классики — сбросим классику с корабля современности? Или нечто другое?
—Эта тема, скорее всего, касается некоторой ограниченной сферы знатоков, которые любят порассуждать, для чего существует современное искусство. Я работаю не ради создания какого-то современного искусства. Я делаю то, что, по моим ощущениям, в данный момент волнует, что мне интересно показать. Также у меня нет цели доказать, что современное искусство лучше классического. У меня в голове даже мысли нет классифицировать, в мои задачи не входит сравнение и анализ. Произведения классического искусства имеют право на существование уже потому, что они остались в веках.
Время всё расставит на свои места.
— Для меня эпатаж и китч — не синонимы современного искусства. Это не отрицание того, что было создано до сих пор. На самом деле то, что я хочу передать, не должно эпатировать, шокировать зрителя, не должно отрицать классическое искусство. Для меня самое главное – передача какого-то очень простого базового сообщения. В данном случае мне это проще делать в среде искусства.
— Вас позиционируют как художника-деконструктивиста. Что бы вы сказали по поводу такого определения?
— Быстротечность, эфемерность, новизна – приметы нашего времени, что не может не отразиться и на искусстве. С этой точки зрения ваше творчество — это протест рациональности?
Между прошлым и будущем
— Спасибо, что вы затронули тему, которая очень важна для меня. В школе, в вузе нас учат, как жить в будущем, задаваться целями, анализируют опыт прошлого. Но никто не учит нас жить в настоящем. И я не могу сказать, что научился жить настоящим. Но у меня в жизни были моменты, благодаря которым я вдруг осознал, что нет ни прошлого, ни будущего, а есть такой момент, когда ни о чём другом не хочется думать, а ценно то, что есть сейчас. В рамках этого проекта, в силу напряжённого ритма жизни, мы живём настоящим. Потому что как только выставка закончилась – надо спешить дальше. Нет возможности оглянуться и посмотреть: как оно получилось, хорошо или нет. Поэтому таким вот искусственным образом я для себя допустил такую ситуацию, когда уже нет прошлого и ещё нет будущего. Я не являюсь профессионалом в этой сфере и не могу сказать, что в момент, когда человек не думает ни о прошлом, ни о будущем, он находится в состоянии некоего спокойствия, уравновешенности. Наверное, от этого человек отчасти бессмертен, потому что он не думает, что будет потом…
— Я не художник в общепринятом смысле, я не рисую картин. Но я всегда занимался красками. Для меня важно значение материи – из чего созданы все эти вещи. Противопоставление материи и антиматерии для меня очень важно. Интересно работать в той сфере, где всё создано красками. Думаю, ещё вернусь к какому-то другому проекту. Переход от материального мира с использованием красок к цифровому миру — момент очень интересный...
Кстати
Выставка организована при поддержке автоконцерна RENAULT в России, Новосибирского государственного краеведческого музея, Сибирского центра современного искусства, Французского института и посольства Франции в Москве. Экспозиция продлится в зале краеведческого музея до 9 октября.