Новосибирск -1.4 °C

Урок географии от первого лица

30.09.2011 00:00:00
Урок географии от первого лица
Пять лет назад новосибирский путешественник Владимир Лысенко начал многоэтапное кругосветное путешествие на велосипеде. Объехав 23 страны и «закрыв» намеченный маршрут, он вернулся в Россию 1 сентября 2011 года, став вторым россиянином, обогнувшим земной шар на велосипеде.

Владимир Иванович — человек солидный. Научный сотрудник, доктор физико-математических наук, работающий в Академгородке. Бросить работу и уехать в мировое «турне» он не мог, поэтому кругосветку пришлось разбить на двенадцать этапов, после каждого из которых он возвращался в Новосибирск. Если не считать перерывов, на путешествие у Владимира ушло примерно 335 дней. За это время он преодолел 40100 километров — расстояние больше длины экватора, выполнив одно из требований для сухопутных кругосветок Союза кругосветчиков России.

Россия и цивилизация

Страны неодинаково милостивы к путешественникам. И в первую очередь это относится к России. Стартовав из Владивостока в 2006 году, бывалому велосипедисту пришлось испытать все тяготы одной из двух российских бед: восточнее Биробиджана дорога была вся в рытвинах, а в Амурской и Читинской областях покрыта галькой. Тогда такое благо цивилизации, как нормальный асфальт, до федеральных трасс тех краёв ещё не дошло. В Украине Владимиру Лысенко пришлось побывать в ноябре: там уже шёл снег, который в том числе посыпал и Карпаты. Но и их путешественник, конечно же, преодолел. Белиз-Сити (Белиз)

— Потом настал черёд Западной Европы, — показывая на карту, объясняет кругосветчик. — Словакия, Австрия, Германия, Италия, Франция, Испания — совершенно другой уровень путешествия: красиво, цивилизованно. Оказывается, в Словакии очень уважают наших воинов-освободителей. Практически в каждой деревне стоят памятники в их честь. Меня это поразило! Да и вообще хорошее отношение к России. В других странах такого нет.

По словам Владимира, велосипедисту, совершающему кругосветное путешествие, необходимо иметь с собой заграничный паспорт, деньги, фотоаппарат, набор для ремонта велосипеда и личное туристское снаряжение — подстилку, спальник, коврик и тент. Ну и, конечно, запас продуктов на два-три дня («У меня всегда есть каши быстрого приготовления, которые можно залить горячей водой») с газовой горелкой. То есть всегда нужно быть готовым к тому, что по каким-то обстоятельствам придётся ночевать на природе. Интересно, что этот туристический набор меняется в зависимости от места пребывания. Например, в Европе, где кафе попадаются на каждом шагу, ставить горелку и кипятить воду просто смешно.

— Когда я ехал по Восточной России, — рассказывает Лысенко, — где инфраструктура не очень развита, я ко всему прочему брал и палатку, и некоторые другие вещи. Поклажа весила 30 килограммов. Но я счёл, что это слишком много, и постепенно стал отказываться от чего-то. Дальше вес рюкзака варьировался, но в среднем оставался в пределах 20 килограммов.

Но и Европа была не до конца дружелюбна с путешественником. За годы различных путешествий Владимир, побывавший во многих ситуациях, не ожидал, что в Вене его могут обокрасть… дети. "Я к такому типу воров не привык", — говорит он. Пока мальчик с девочкой заговаривали иностранцу зубы, их маленькая подельница ухитрилась вытащить из сумки россиянина портмоне. Вот они какие, цветы жизни.

По другим материкам

Марокко. Сейчас этой стране принадлежит Западная Сахара.

— Перед путешествием я пытался найти информацию о Марокко и Западной Сахаре в интернете, — говорит Владимир Лысенко. — Но там только старые сообщения. Когда я приехал, оказалось, на месте маленького кишлака стоит красивый современный город с населением чуть ли ни триста тысяч человек, и живут там преимущественно марокканцы. Можно считать, они захватили территорию Западной Сахары. Я подумал, что могут возникнуть проблемы: виза у меня марокканская — пропустят через границу или нет? А так как марокканцы принципиально считают Западную Сахару своей территорией, они даже на границе убрали полицейский пост. Тарфайя (Марокко). Памятник Сент-Экзюпери

Один из пунктов, куда хотел попасть российский путешественник, — Тарфая. В своё время там жил и работал Антуан де Сент-Экзюпери (в этом городе располагалась авиационная база). Там же он написал один из первых романов. Сейчас на месте его дома остались только руины, а в память о пребывании писателя — памятник в виде самолёта.

После жаркой Сахары с её пустынными пейзажами Владимира ждала Южная Америка. Это был октябрь, а природные условия там, по словам велосипедиста, приближены к климату на севере России. На улице — минус два, и расстояние между посёлками по двести с лишним километров. К слову сказать, путешественник проезжал в день в среднем 120 километров. Поэтому Владимир считал большой удачей, когда на полпути встречался одинокий отель, где он мог остановиться.

— Мне предстояло перевалить через Анды, где в то время уже лежал снег. Перевал здесь — 3300 метров, но на трёхкилометровой высоте есть тоннель. Перед ним думал отдохнуть в гостинице, но оказалось негде: посёлок без единого человека, все дома закрыты. Ночевал в палатке с альпинистами при минусовой температуре. Протяжённость тоннеля — несколько километров, но ехать на велосипеде там нельзя — нет полосы отчуждения. Хотя на деле оказалось, что проблемы нет: стоило подъехать, как тут же откуда-то выскочила машина, люди загрузили в неё мой велосипед и перевезли меня через тоннель в Чили. Моментально, без слов. Видимо, велосипедистов там немало, поэтому всё отлажено. Дальше был трёхкилометровый спуск. Тут я, конечно, рассчитался со всеми машинами. Когда я вверх шёл, полз еле-еле. А на спуске водители фур боятся, что их занесёт в сторону, и идут на тормозах. А я получил моральное удовлетворение. Это так здорово – ехать три километра вниз...

Но самое большое удовольствие Владимир Лысенко получил от Новой Зеландии, где велосипедистов весьма уважают. И дело даже не в том, что на трассах есть специальная полоса для двухколёсников. Сами автовладельцы обгоняют велосипедистов не по своей полосе, а переходят на встречную полосу, чтобы путешественника даже ветром не обдуло.

Владимир не называет, сколько всего средств у него ушло на кругосветку. Он уверен, что впечатления стоят того, и путешествовать по миру сейчас может практически каждый, если понемногу откладывать деньги. 


Справка

Владимир Лысенко — президент Союза кругосветчиков России и председатель Гималайского клуба рафтеров и каякеров России.

В 1991—1996 годах он первым в мире сплавился на катамаране и плоту по горным рекам, стекающим с высочайших вершин мира. В 1996 году установил рекорд высокогорности сплава, спустившись с Эвереста в Тибете от ледника Восточный Ронгбук с высоты 5600 метров.

В последующие шесть лет Владимир совершил первое в истории России автомобильное кругосветное путешествие по оригинальному маршруту — через крайние точки континентов. Он «перекрестил» все континенты, пересекая их на автомобиле как с севера на юг, так и с запада на восток.

В 2003 году путешественник прошёл маршрутом героев «золотой лихорадки» (1897–1898 годы), при этом сплавился на каяке по реке Юкон до Доусона (лежащего в устье Клондайка).

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: