Новосибирск 11.7 °C

Новосибирск в стиле джаза

14.10.2011 00:00:00
Новосибирск в стиле джаза
20 октября на сцене Дворца культуры железнодорожников стартует Новосибирский международный джазовый фестиваль «Sib Jazz Fest». В преддверии этого яркого музыкального события мы побеседовали о нём и вообще о том, что представляет собой «весь этот джаз», с директором Новосибирской государственной филармонии Александром Назимко.

 Островок свободы

— Александр Геннадьевич! Нынешний фестиваль, если вести отсчёт от начала зарождения у нас международных джазовых форумов, уже 19-й. На этом пути было много замечательных и знаковых событий. Мне в свое время довелось участвовать с нашим прекрасным джазменом Сергеем Беличенко в организации «Сорос Интер Джаза», великолепного концерта «Атрибуты Арта Блейки» — для участия в нем приезжали из США великий саксофонист Бени Голсон и наш бывший соотечественник трубач Валерий Пономарев. Потом были «СибИнтерДжаз», «Сибирские джазовые игрища». Насколько сегодня можно считать Новосибирск джазовым городом?

— Я считаю Новосибирск абсолютно джазовым городом. И этот факт объясняю даже не тем, что у нас работают большое количество выдающихся джазовых музыкантов и коллективов, что у нас есть консерватория и музыкальный колледж, а самой сутью появления и развития города. Каждый город имеет какой-то свой внутренний стиль, дух. Новосибирск — этакий русский Чикаго, он стремительно развивался, за довольно короткий срок стал миллионником. И вопреки всему всегда отличался вольнолюбием, свободомыслием. Когда появился Академгородок, даже в советское время это был островок духовной и интеллектуальной свободы, здесь родились многие новаторские идеи, здесь проходили запоминающиеся культурные события.

— Достаточно вспомнить гремевший по всей стране клуб «Интеграл». Об этом в своё время писал Анатолий Гладилин в популярнейшем журнале «Огонёк». «Запрещенные песенки Александра Галича»… 

— Да. Первый фестиваль авторской песни, после которого Александр Галич вынужден был эмигрировать, провели именно в Академгородке. Здесь прошли первые международные джазовые фестивали.

И это очень соответствует духу города. Он просто не мог не притянуть к себе джаз, не впитать его. Если взять энциклопедию советского джаза, то там достаточно мощный блок представлен музыкантами Новосибирска. Я смотрел рейтинги джазовых музыкантов, которые публиковались во многих изданиях, не скажу, что половина, но треть в этих рейтингах была представлена именно новосибирцами.

Мы не зависим от Москвы

— Три года назад у нас возродились международные джазовые фестивали. Я посмотрел списки участников, почти нет повторов, всегда новые имена, новые коллективы. Это ваш принцип?

— Джаз — это всегда новое. Наши постоянные слушатели прекрасно знают, что на концерты Биг-бэнда или «Сибирского диксиленда» можно приходить любое количество раз, но в каждом концерте даже знакомая программа будет звучать по-новому.

Когда три года назад мы решили возродить международные джазовые фестивали, то по-иному стали подходить к выбору музыкантов. Раньше джазовые фестивали создавались в зависимости от того, кого удалось пригласить. Сегодня всё изменилось. Я проехал по многим джазовым фестивалям, встретился с организаторами, посмотрел, как формируется творческая программа. Фестивали бывают разных типов, с разными задачами. Некоторые делаются с просветительскими функциями, некоторые — чтобы уложиться в какую-то небольшую смету. Соответственно, выбираются не те исполнители, кто нужен, а кто согласится выступать на каких-то скромных условиях. Всё это нас не устраивало, и мы стали создавать свой фестиваль как фестиваль звёзд. Мы считаем, что Новосибирск уже достиг такого уровня развития джазового движения.

Конечно, в определенной мере сыграли роль и здоровые амбиции. Мы просто считаем, что Новосибирск действительно может по праву занять достойное место среди джазовых столиц, а может быть, и стать главной джазовой столицей России. Сегодня нет города, который бы однозначно в этом смысле взял пальму первенства. Про Москву говорить не будем, там постоянно выступают джазовые звёзды мира. Но все наиболее важные мировые джазовые фестивали проходят не в столицах. Мы проводим наши возрожденные фестивали полностью самостоятельно, независимо от Москвы или Санкт-Петербурга, – они не служат для нас ориентиром.

Звёзды в гости к нам

— Что ждет зрителей на этот раз, какие открытия? Наверняка вы можете хотя бы коротко представить исполнителей.

— С большим удовольствием. Из Мекки джаза — США — к нам приезжает World Saxopone Quartet — Мировой квартет саксофонов, в составе которого Дэвид Мюррей (тенор-саксофон, бас-кларнет, композитор), Оливер Лэйк (альт-саксофон и изогнутый саксофон сопрано), Хэмиет Блует (баритон-саксофон, кларнет), Тони Кофи (тенор, сопрано и альт-саксофоны). Это четыре колоссальные личности, интересы которых, наряду с джазом, охватывают различные сферы художественного творчества – от поэзии и живописи до создания опер. Также к нам прибудет бэнд самого именитого джазового барабанщика мира Эла Фостера, в его группе Маркус Стрикланд (тенор-cаксофон, сопрано-саксофон), Адам Бернбаум (рояль), Дуглас Вайс (контрабас). Настоящим украшением фестиваля станет «леди Джаз», американская вокалистка Ди Ди Бриджуотер, она будет выступать в сопровождении Биг-бэнда Владимира Толкачёва. Наши музыканты — пианист Евгений Серебренников, контрабасист Асхат Сайфуллин и барабанщик Игнат Кравцов — будут сопровождать выступление одного из ведущих тромбонистов современного джаза Стива Туре, который также сыграет на экзотическом инструменте – морской раковине.

Широко и впервые представлены Нидерланды. Это Dutch Swing College Band, который возник в 1945 году и до сих пор является приверженцем голландской традиционной джазовой музыки; турецко-голландский квинтет Barana, который смело смешивает разные стили, играет на стыке различных культур и традиций; трио виолончелиста Эрнста Райзегера, в котором заняты пианист Хармен Фраанье и вокалист, перкуссист на африканских инструментах Мола Сила. Выступит трио трубача и флюгельгорниста Томаса Зифлинга из Германии – это молодой, дерзкий и амбициозный коллектив. Вместе с ним музыку в стиле groove представят Иенс Ло (контрабас) и Маркус Фаллер (ударные). Ещё один из участников — Антти Сарпила, тенор-саксофонист, кларнетист, композитор и аранжировщик, один из самых известных джазменов Финляндии.
Из российских коллективов у нас выступит Биг-бэнд Григория Гараняна. После ухода из жизни самого маэстро его оркестр сохранился и демонстрирует высокое джазовое мастерство. И, конечно, порадует поклонников своим искусством наш «Сибирский диксиленд» во главе с Сергеем Гершеновичем.

Главная задача – вернуть зрителей

— Джаз имеет негритянские корни, поэтому в своё время его считали музыкой угнетённых. Потом назвали музыкой толстых, то есть богатых. В Советском Союзе идеологи причисляли его к вредной, вражеской музыке…

— Сегодня все идеологические оковы с этой музыки сняты. Вся эта шелуха слетела, осталась суть: умение и желание музыкантов самовыражаться через импровизацию. 

И желание публики это слушать. Джаз, сыгранный по написанным нотам, – это для джазменов мёртвая музыка. Музыка может жить только тогда, когда является выражением личности музыканта, его настроения.

— Можно вспомнить, что, когда Игорь Бутман вернулся из США в Россию, его первые выступления с аншлагом прошли в Новосибирске. Аншлаг был на уже упомянутом концерте «Атрибуты Арта Блейки». На некоторых джазовых форумах не хватало приставных стульев, слушатели сидели даже на ступеньках. На этом фоне обидно было видеть, что на концертах возрожденного фестиваля, где выступали выдающиеся музыканты, было много свободных мест…

— Был достаточно длительный период, когда такие крупные джазовые форумы не проводились. Либо проводились в какой-то камерной форме — в Академгородке или небольших клубах, для узкого круга любителей. Мы действительно потеряли немалое количество публики. Люди отвыкли ходить на джазовые концерты. Первый возрожденный фестиваль мы проводили в ДК «Строитель», в зале на 600 мест, и аншлагов не было. Это, конечно, достаточно неприятно. Одна из наших главных целей – проводить фестивали постоянно, вернуть к ним интерес зрителей, показать, что деньги, потраченные на билеты, не выброшены на ветер, а позволяют получить искомое удовольствие.

Справка

История джазовых фестивалей в нашем городе началась в 1965 году, тогда известный новосибирский джазмен, подвижник и историк джаза Сергей Беличенко организовал первый локальный фестиваль. Исторический фестиваль «Академгородок-77» можно считать международным, в нём впервые принял участие зарубежный гость, американский барабанщик Дэниэль Мартин. В 2004 году Сергей Беличенко защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование новосибирской джазовой школы», а в последние годы издал несколько книг, посвящённых джазовой культуре. Трехтомная «Дискография нового джаза», составленная совместно с журналистом Валерием Котельниковым, не издана, но её рукопись хранится в Королевской библиотеке в Лондоне.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: