Выделить тех наших, на кого стоит равняться, помогает конкурс «Новосибирская марка», в 2011 году отметивший 10-летний юбилей. Президент Торгово-промышленной палаты Юрий Бернадский рассказал об истории и значимости конкурса и поделился своими оценками новосибирской экономики и российского бизнеса.
Доросли до ВТО
— Юрий Иванович, за эти годы конкурс стал брендом Новосибирска, известным далеко за пределами города. Какие цели ставит перед собой конкурс помимо того, чтобы выделить лучших из лучших?
Когда «Новосибирская марка» проходила в первый раз, всего два процента предприятий имели собственную систему менеджмента качества. Сейчас большинство производителей товаров массового спроса контролируют качество на всех стадиях производства. Для этого потребовалось десять лет. Это позволит нам не только выйти на внешние рынки, но и увереннее себя чувствовать на рынках внутренних, успешно конкурировать с зарубежными компаниями. Могу отметить, что в производстве потребительских товаров, в сферах образовательных услуг и медицинских технологий за 10 лет произошел наибольший качественный скачок.
— В этом году на конкурсе было 11 номинаций. По какому принципу они формируются?
— Среди участников конкурса немало компаний, которые уже несколько раз становились победителями. То, что в лидерах остаются одни и те же предприятия, — это положительный или отрицательный факт?
На мировой арене
— У Новосибирской области глубоко диверсифицированная экономика, не ориентированная на добывающую промышленность. Это большой плюс, но он не означает, что у нас на региональном уровне нет конкурентов. Внимание федерального центра по реализации инновационных стратегий очень сильно оттягивают на себя Томск и Омск. У многих регионов средней полосы действуют гораздо более выгодные тарифы на перевозки, чем в Сибири и на Дальнем Востоке, и в этом плане нам с ними очень сложно конкурировать. Это серьёзная проблема, которая сильно ограничивает наши возможности. Надеюсь, что Северный обход, Восточный обход и третий мост через Обь значительно улучшат систему логистики, потому что быстрое перемещение грузов — один из индикаторов того, насколько динамично развивается регион и насколько здорова его экономика в целом.
— Россия находится на мировом уровне в производстве машин и оборудования, пищевой продукции, товаров массового спроса и инновационных продуктов. Что касается наших слабых мест — это финансовые услуги. Уже в следующем году российский рынок будет открыт для крупнейших мировых страховых компаний и других финансовых институтов. И здесь отечественным предприятиям предстоят серьёзные испытания: по объёму капитала мы просто на порядок отстаём от мировых брендов. И если мы хотим, чтобы у нас в финансовой отрасли остались свои компании, нам предстоит сделать большой качественный рывок.