Мы гордимся своим образованием, постоянно его реформируем, говорим о его высоком качестве. А как к нашим вузам относятся за рубежом? Обратился к интернету. Самыми известными и авторитетными считаются Академический рейтинг университетов мира (шанхайский) и рейтинг ведущих вузов мира по версии издания The Times Higher Education (британский). В международных этих рейтингах российские вузы занимают далеко не первые места. В шанхайском Московский государственный университет на 77-й позиции, а Cанкт-Петербургский государственный университет где-то в третьей сотне. В британском рейтинге МГУ входит в группу вузов, занявших места с 276 по 300, Санкт-Петербургский университет попал в промежуток с 351 по 400 место. Честно говоря, не знаю, отчего это происходит. Может, от субъективизма оценок составителей, а может, и правда, образование у нас далеко не на мировом уровне.
В России рейтинг вузов — ещё более непонятная и субъективная вещь. В СССР всё было просто – о престижности института судили по количеству абитуриентов на одно место (чем больше, тем, соответственно, «круче» институт). А кто и как сегодня оценивает вузы? Рейтингов хватает, но критерии настолько разные! Рейтинг Федерального агентства по образованию составляется на основании официальных данных, полученных от администраций. «Деловая Россия» дает оценку российским вузам с точки зрения востребованности их выпускников на рынке труда. Издательский дом «КоммерсантЪ» тоже формирует своё мнение на основе опроса крупнейших российских компаний о выпускниках, принятых ими на работу. Независимое рейтинговое агентство в сфере образования «Рейтор» проводит исследования по критериям общественной оценки, опираясь на собственные социологические исследования… Сочувствую нынешним абитуриентам, как им, бедным, разобраться?
Вот и возникает вопрос — а должно ли государство контролировать качество образования? Ведь на это тратятся огромные бюджетные средства, а многие из выпускников никогда не будут работать в госструктурах. С другой стороны, оставить вузы совсем без контроля тоже неправильно. В США эту проблему решили просто – ввели систему общественной аккредитации. Уровень учебного процесса там контролируют общественные организации или профессиональные союзы. И ничего, их университеты по-прежнему на первых местах мировых рейтингов. Так что вопрос, вынесенный в заголовок, отнюдь не праздный.