«Мне сверху видно всё»
– Скажите, действительно ли введение системы ГЛОНАСС помогает отслеживать маршруты и наказывать водителей за то, что они, скажем, не доехали до конечной остановки или вечером не вышли на маршрут? Какие ещё новшества планируются в ближайшее время?
– В рамках Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» при совместном финансировании Минтранса РФ и мэрии Новосибирска мы развиваем автоматизированную систему диспетчерского управления пассажирскими перевозками «АСУ-Навигация». Её внедрение на городском общественном транспорте Новосибирска началось с 2007 года. Сейчас муниципальный транспорт оборудован приборами «АСУ-Навигация» на 100%, подвижной состав частных перевозчиков — на 98% (1686 экипажей из 1724). Уже в первом квартале 2012 года охват будет стопроцентным.
«Навигация» делает все передвижения транспорта абсолютно прозрачными. Диспетчер в центре управления в режиме реального времени видит все передвижения каждой единицы транспорта на электронной карте города, скоростной режим, соблюдение графика движения и др. Благодаря системе можно оперативно управлять работой транспорта в случае сбоев в движении, перераспределять транспорт с маршрута на маршрут, изменять интервалы движения. Наличие голосовой связи «диспетчер-водитель» позволяет уточнить причины нарушения транспортного режима. Все переговоры записываются в компьютерную базу и могут быть прослушаны в любое время. В ней же хранится вся информация о движении транспортных средств, которая воспроизводится по запросу за конкретный период времени с отображением на электронной карте города при разборе ДТП. Ежедневно анализ работы водителя сводится в специальные регистрационные листы. Это позволяет оценить, насколько правильно он следовал по предписанному маршруту, контролировать пройденное расстояние, остановки и простои, мастерство управления транспортным средством, соблюдение режимов труда и отдыха, допустимой скорости движения. Эффект от этих мер очевиден: на 40% уменьшилось количество случаев неисполнения расписания, самовольных отстоев на конечных и промежуточных станциях, существенно снизилось количество сходов подвижного состава с линии.
Третий год работает сайт Центра управления горавтоэлектротранспортом» (ЦУГАЭТ) с удобным для пассажиров сервисом «Транспорт на карте», с помощью которого можно узнать расписание и определить расположение необходимого маршрута (автобуса, троллейбуса, трамвая, маршрутного такси) на электронной спутниковой карте города, а также рассчитать время его прибытия на нужную остановку.
Всевидящее око
Владимир Николаевич
В Центре управления горавтоэлектротранспортом организован многоканальный телефон информационно-справочной службы по работе наземного пассажирского транспорта: 347-00-47. Звонки от горожан принимаются ежедневно с 8.00 до 21.00. Специалисты готовы предоставить справочную информацию, а также принять жалобы и предложения по работе маршрутов. Также есть телефон обратной связи с пассажирами: 200-15-65. На горячую линию принимаются жалобы и предложения пассажиров, в том числе по изменению городской маршрутной сети троллейбусов и трамваев.