Тем не менее, наука о выборах существует. На Западе функционирует большое общество учёных, занятых изучением общественного выбора. Издается и авторитетный международный журнал «Общественный выбор» («Public choice»). Западная теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:
Основная масса людей – индивидуалисты; и избиратели, и избираемые действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы. Избиратели – это люди, намеривающиеся использовать правительственные учреждения в своих интересах.
Политика – своеобразный процесс обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага.
Политическая жизнь осуществляется по определенным правилам, принятым простым голосованием граждан. Эти правила могут не нравиться части граждан, иногда внушительной части. Но любой гражданин вправе спросить себя не только о том, хороши существующие правила или нет, а и о том, могут ли «лучшие правила» давать бoльшие гарантии с меньшими издержками. И в этом вопросе нет никакой определенности. В любом случае и новые правила будут вызывать недовольство части населения. В политике существует и другая явная несправедливость: голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества. Представим себе, что на выборы президента страны явятся 60% граждан, обладающих правом голоса. Из них 51% проголосуют за кандидата N. Формально – большинство избирателей, реально – чуть более 30% граждан.
А теперь представим, что на выборах побеждает человек противоположных взглядов, активный и принципиальный сторонник либерализма и частной собственности, намеривающийся резко снизить «поле государственности» в социально-экономической жизни страны. Тоже очень эстетично, особенно учитывая традиции бюрократизма и коррупционности. Другая крайность!
Но хуже всего – слепое доверие к безбрежным намерениям осчастливить народ быстро и бесплатно.