Да, были такие времена. И не только при Екатерине. После Второй мировой войны Россия-победительница приобрела такой международный авторитет, что дружба с нашей страной стала знаком престижа, а блокирование с СССР – гарантией безопасности. Послевоенный экономический подъём, великие научно-технические достижения, мощный ядерный потенциал, а отсюда – абсолютно независимая внешняя политика приводили к тому, что ни одна серьёзная международная проблема не разрешалась без нашего активного участия.
Теперь всё это – в прошлом. Канули в Лету и военно-политический блок стран Варшавского договора, и крупная и авторитетная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи. В 90-х годах мы вдруг оказались на задворках цивилизованного мира. Наше значение в мировом хозяйстве характеризовалось любопытным, но печальным фактом. Когда в 1991 году Россию поразил жесточайший системный кризис, когда наша экономика за 5 лет потеряла половину своего экономического потенциала, страны Запада преспокойно продолжали хоть и умеренный, но стабильный экономический рост. Им как-то было всё равно, рушится ли великая евразийская держава или еще жива. Совсем другой результат возникает, когда кризисные ситуации поражают США. Не успели в Америке в 2008 году чихнуть, как весь мир, включая Россию, заболел трудноизлечимой вирусной болезнью.
Мы гораздо легче решали бы задачи восстановления нашей мощи и авторитета, если бы в этом мире у нас осталось хотя бы несколько искренних и, желательно, состоятельных друзей. Но друзей мы растеряли вместе с экономической силой. В самом деле, кто сегодня наши друзья? На ум сразу приходит только одна страна – Белоруссия. Но вот беда, некоторым нашим лидерам не нравятся политическое устройство и система «батьковщины» в братской стране. Так и хочется спросить – нам-то что за дело до их внутреннего устройства? Им, народу Белоруссии, нравится их система и их лидер! А народам наших стран нравится дружить. «Дружили» же мы до недавнего прошлого с действительно тоталитарными режимами на арабском Востоке – и ничего, наша «демократическая совесть» не возмущалась. Не отталкивать народы друг от друга, а стремиться к тому, чтобы формально существующее Союзное государство стало реальной силой – вот задача момента.
Теперь у нас есть предмет для налаживания нового интеграционного союза – страны Шанхайской организации сотрудничества. Но пока не верится в способность интеграции стран, столь различных по своим экономическим, политическим и военным возможностям. Не представляю, на чём может основываться тесное сотрудничество Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. К тому же здесь обязательно возникнет острая проблема лидерства. Думаю, что две великие державы рано или поздно захотят выяснить, «кто хозяин в доме».