1. А чего бы бензину не дорожать? Все условия для роста цен налицо, а противодействующих факторов так и не создано.
Нефтяной рынок как был, так и остается олигополическим (когда менее десятка фирм доминируют на рынке). Конкуренция между нефтяными гигантами смертельно опасна, она ведётся не на жизнь, а на смерть. Во всем мире олигополии склонны к тайным сговорам и ценовым соглашениям. Когда нефтяных олигархов всего 5 или 6, они хорошо знают друг друга и, ненавидя соперников, всегда могут договориться буквально по телефону или на закрытой конференции во время делового ужина. Да, они нарушают антимонопольное законодательство, да поди поймай их!
2. «Ловить» же их никто не собирается, потому что монополистические тенденции крупных корпораций выгодны государству! В этом собака зарыта! Бензин и другие светлые нефтепродукты – товары малоэластичные. То есть спрос на них мало зависит от изменения цен. Пока есть спрос (а спрос превышает предложение), цены будут расти. Рынок, господа! И это будет происходить до тех пор, пока спрос не задохнется от ценового удушения. В обозримой перспективе этого не произойдёт: покупатели – физические и юридические лица – платить готовы, а рост цен становится настолько привычным, что граждане рассматривают его как прогноз погоды на завтра. Ворчат, возмущаются, но не более того. А что же государство? А вы поставьте себя на место, скажем, министра финансов. Его логика проста и эгоистична. Раз покупают, значит, цена ещё не смертельна. Чем выше цена, тем больше доходов у нефтяных компаний. Чем больше доходов у корпораций, тем больше налогов они заплатят в федеральный и местный бюджеты. Так что же, резать курицу, которая несет золотые яйца? О нет, министры не сумасшедшие! А как же интересы народа? Конечно, они учитываются. Но министр финансов поставлен на этот пост, чтобы пополнять бюджет, вот он и пополняет. А интересы народа – это по ведомству госпожи Голиковой, которая возглавляет самое затратное министерство России, а поэтому тоже нуждается в налоговых поступлениях в бюджет.
4. Не будем забывать и о транспортных издержках. Крупных нефтеперерабатывающих заводов в стране и без того немного, а в Сибирском федеральном округе их всего три — ачинский, ангарский да омский. Нефть туда, бензин – обратно. Не ближний свет! Строящиеся малые предприятия проблему не разрешат в силу маломощности.
6. Именно в это время, весной и летом, некоторые корпорации смело идут на провокационный шаг и останавливают работу нефтеперерабатывающих предприятий на профилактический ремонт. На самом пике потребления! Пока это сходит им с рук. Но государство уже несколько раз показывало, кто хозяин в доме. Сильно раздражать его никому не советую. Ведь государство обладает монопольным правом на насилие и, когда приспичит, может воспользоваться им сполна!