— Ирина Викторовна, ЕГЭ сдают уже не первый год, но споры вокруг него не утихают. Как вы считаете, что реально дает такая форма сдачи экзамена?
— Действительно, как бы ни критиковали единый государственный экзамен, он тем не менее вполне прижился. И давайте смотреть правде в глаза: вряд ли мы сможем в ближайшее время придумать какую-либо другую форму итоговой оценки знаний выпускников, которая бы в той же мере отвечала сегодняшним потребностям. Ведь почему большинство стран, после различных проб и ошибок, все же остановилось на тестовой форме проведения экзаменов? Только потому, что такая система позволяет наиболее объективно оценить уровень знаний. ЕГЭ не идеальная процедура контроля, но пока гораздо более объективная, чем любые экзамены в традиционной форме, если принимать в расчёт огромную территорию нашего государства и большое число выпускников.
— Спорят о содержании заданий и тестов…
Совершенствование заданий ЕГЭ идёт в течение многих лет. Уверяю вас, что выполнить ЕГЭ на достаточно высокий проходной для поступления в вуз балл могут только те, кто действительно хорошо знает предмет, и никакое «натаскивание» тут не поможет. Ежегодно анализируются результаты ЕГЭ, снимаются задания, которые можно назвать «некорректными», увеличивается число заданий, требующих от выпускника умения анализировать.
— В прошлом году разразился настоящий скандал, когда выяснилось, что во многие престижные вузы поступили совершенно неподготовленные люди. Как быть с этим?
Поэтому я считаю, что задача государственных органов — сделать систему ЕГЭ как можно более прозрачной, исключив элемент коррупции. А для этого, с моей точки зрения, нужно ужесточить систему наказаний для тех, кто отвечает за саму процедуру проведения экзаменов. Ведь как было в прошлом году? Сдавать пришли не школьники, а студенты, и их пропустили! А попасть в пункт проведения ЕГЭ можно только по паспорту. Поэтому нужно ввести за подобные нарушения серьёзную ответственность: отстранение от должности и высокие штрафы. Ведь речь идет о судьбах детей.
— В разных школах разный уровень подготовки. ЕГЭ и оценивает этот уровень. Сегодня учебные заведения сами формируют учебный план и составляют его таким образом, чтобы дать возможность выбора каждому выпускнику любого профиля обучения. И давайте не будем забывать, что ЕГЭ задумывался как экзамен для профильной школы. То есть предполагалось, что к старшим классам ребенок уже определится, кем он хочет быть, и в соответствии с этим начнет более углубленно изучать необходимые ему предметы. И школа должна ему предоставить такую возможность. В этом случае и готовиться специально к ЕГЭ не надо, уровень и так достаточно высок. Беда наших старшеклассников в том, что не всегда после девятого класса они осознанно выбирают профильный класс, ориентируясь на будущую профессию. В целом выпускники Новосибирской области показывают результаты выше общероссийских, при этом с каждым последующим годом средние баллы практически по всем предметам увеличиваются, а значит, и качество подготовки растёт.
Пользуясь случаем, я искренне хочу поздравить выпускников, их родителей и учителей, пожелать им успеха, высоких баллов на ЕГЭ и правильного выбора будущей профессии!