Новосибирск 2.8 °C

ЕГЭ: объективная реальность

08.06.2012 00:00:00
ЕГЭ: объективная реальность
О плюсах и минусах ЕГЭ наш разговор с депутатом Государственной думы РФ, членом комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ириной МАНУЙЛОВОЙ.

 — Ирина Викторовна, ЕГЭ сдают уже не первый год, но споры вокруг него не утихают. Как вы считаете, что реально дает такая форма сдачи экзамена?

— Действительно, как бы ни критиковали единый государственный экзамен, он тем не менее вполне прижился. И давайте смотреть правде в глаза: вряд ли мы сможем в ближайшее время придумать какую-либо другую форму итоговой оценки знаний выпускников, которая бы в той же мере отвечала сегодняшним потребностям. Ведь почему большинство стран, после различных проб и ошибок, все же остановилось на тестовой форме проведения экзаменов? Только потому, что такая система позволяет наиболее объективно оценить уровень знаний. ЕГЭ не идеальная процедура контроля, но пока гораздо более объективная, чем любые экзамены в традиционной форме, если принимать в расчёт огромную территорию нашего государства и большое число выпускников. 

С одной стороны, может показаться, что это плохо, ведь мы не можем оценить все индивидуальные особенности ребенка, учесть его склонности, способности, темперамент. Учитель может относиться к ученику субъективно, и это свое отношение он поневоле переносит на оценку, которую ему выставляет. А единый государственный экзамен дает всем равные возможности, позволяет избавиться от субъективного отношения экзаменатора к ученику.

— Спорят о содержании заданий и тестов…

— Хочу напомнить, что ЕГЭ — это отнюдь не одни лишь тесты. Тесты как таковые содержатся только в части «А», и, даже правильно ответив на большинство из них, невозможно рассчитывать на высокие баллы, позволяющие претендовать на поступление в престижный вуз. А есть еще части «В» и «С», где нужно решать задачи, выполнять творческие задания. Таким образом, более половины заданий предполагают умение анализировать, сравнивать, делать выводы, а этому можно научиться, только глубоко изучая предмет.

Совершенствование заданий ЕГЭ идёт в течение многих лет. Уверяю вас, что выполнить ЕГЭ на достаточно высокий проходной для поступления в вуз балл могут только те, кто действительно хорошо знает предмет, и никакое «натаскивание» тут не поможет. Ежегодно анализируются результаты ЕГЭ, снимаются задания, которые можно назвать «некорректными», увеличивается число заданий, требующих от выпускника умения анализировать.

С введением системы ЕГЭ в престижные столичные вузы стало поступать гораздо больше талантливых ребят из глубинки. То есть ЕГЭ на практике стал системой социального лифта для всех выпускников, и эта система работает.

— В прошлом году разразился настоящий скандал, когда выяснилось, что во многие престижные вузы поступили совершенно неподготовленные люди. Как быть с этим?

— Объективность ЕГЭ во многом зависит от создания для всех сдающих равных условий, исключающих возможность использования каких-либо шпаргалок, консультаций. К сожалению, наши выпускники не всегда отличаются принципиальностью, для них воспользоваться подобными запрещёнными способами не стало недопустимым, как, например, для японских выпускников. Для японца получить балл нечестным путём — это аморально, это всё равно что потерять статус честного человека. Поэтому использование системы глушителей сотовой связи – мера пока вынужденная. Активная позиция общественных наблюдателей также делает проведение ЕГЭ более объективным, задача последних — обеспечить проведение процедуры в максимально комфортной, но исключающей любые подсказки со стороны учителей обстановке.

Поэтому я считаю, что задача государственных органов — сделать систему ЕГЭ как можно более прозрачной, исключив элемент коррупции. А для этого, с моей точки зрения, нужно ужесточить систему наказаний для тех, кто отвечает за саму процедуру проведения экзаменов. Ведь как было в прошлом году? Сдавать пришли не школьники, а студенты, и их пропустили! А попасть в пункт проведения ЕГЭ можно только по паспорту. Поэтому нужно ввести за подобные нарушения серьёзную ответственность: отстранение от должности и высокие штрафы. Ведь речь идет о судьбах детей. 

— А как вы оцениваете качество подготовки в наших школах? Часто приходится слышать мнение, что сейчас учат хуже, чем 20—30 лет назад.

— В разных школах разный уровень подготовки. ЕГЭ и оценивает этот уровень. Сегодня учебные заведения сами формируют учебный план и составляют его таким образом, чтобы дать возможность выбора каждому выпускнику любого профиля обучения. И давайте не будем забывать, что ЕГЭ задумывался как экзамен для профильной школы. То есть предполагалось, что к старшим классам ребенок уже определится, кем он хочет быть, и в соответствии с этим начнет более углубленно изучать необходимые ему предметы. И школа должна ему предоставить такую возможность. В этом случае и готовиться специально к ЕГЭ не надо, уровень и так достаточно высок. Беда наших старшеклассников в том, что не всегда после девятого класса они осознанно выбирают профильный класс, ориентируясь на будущую профессию. В целом выпускники Новосибирской области показывают результаты выше общероссийских, при этом с каждым последующим годом средние баллы практически по всем предметам увеличиваются, а значит, и качество подготовки растёт.

Не всё идеально в нашей современной школе. Но школа, как зеркало, отражает все проблемы современного общества, со всеми его достижениями и недостатками.

Пользуясь случаем, я искренне хочу поздравить выпускников, их родителей и учителей, пожелать им успеха, высоких баллов на ЕГЭ и правильного выбора будущей профессии! 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: