«Не надо гнать волну»
— Константин Геннадьевич, сегодня в Новосибирске строится третий мост, но часто приходится слышать мнение, что он не решит проблему пробок, что нужен и четвертый мост, и пятый. Пред-принимаются ли по этому поводу какие-то конкретные шаги, или пока это только разговоры?
— Строительство третьего моста находится вне компетенции нашей организации. Но как житель города и как человек, знающий проблему, считаю, что третий мост городу необходим. Конечно, теоретически не помешали бы и четвертый, и пятый мосты, но построить мостовой переход через такую реку, как Обь, — это очень дорогое удовольствие, хотя задумываться об этом, конечно, необходимо. Да, говорят, что третий мост транспортную проблему не решит. Но кто это говорит? Уж во всяком случае не специалисты. Критиковать всегда легко. Так зачем же, как говорится, «поднимать волну»? Чтобы придать себе больше значимости? Мне это непонятно. Хочу напомнить всем критикам: общественное мнение всегда отражается на количестве выделяемых средств. То есть, иначе говоря, видя сложившиеся негативные настроения, федеральный центр просто перестанет давать нам деньги на постройку третьего моста. Нам это надо? За счет городского и областного бюджетов такое грандиозное сооружение не построить. И еще один момент, о котором сегодня мало кто помнит: третий мост через Обь могли начать строить еще двадцать лет назад. Тогда стеной встали экологи, и денег не дали. И кто от этого выиграл?
— Обычно приглашают независимых экспертов, которые проводят обследование и делают оценку имущества. Иногда нанимают сразу две организации, чтобы видеть спектр мнений. А потом представители власти совместно с собственниками домов приходят к мировому соглашению по размеру компенсаций.
— Достаточно много, 50—60 в год. Нам предъявляют претензии по качеству дорог, по сервису, и граждане, попавшие в аварию, тоже иногда с нами судятся. Порой до абсурда доходит: один водитель сел за руль, не имея прав и в нетрезвом виде, слетел с дороги, разбил машину и тут же побежал в суд, пытаясь доказать, что авария произошла из-за плохого качества дорожного покрытия. К счастью, в подобных случаях суды чаще всего на нашей стороне. Но все равно это достаточно неприятно.
— Часто говорят, что у нас миллиарды «закатывают в асфальт». А от чего на самом деле зависит стоимость дорожного строительства, и мостов в частности?
Еще бы я хотел отметить вот какой момент. Как правило, у каждой подрядной организации есть свои внутренние резервы. Например, можно повысить производительность труда, использовать более современное оборудование и более эффективные транспортные схемы и тем сократить затраты.
Некоторые подрядчики, чтобы снизить стоимость проекта, идут на снижение собственной прибыли. Бывает, что и «в ноль» работают, но зато сохраняют рабочие места. А вообще, чем масштабнее строительство, тем больше резервов можно найти.
— Какие изменения произошли в дорожной отрасли за последние десятилетия? Какие новые технологии появились?
— Фантастика!
— А разве можно класть асфальт во время снегопада?
— Какие еще современные технологии применяются в строительстве и содержании наших дорог?
Или — Советское шоссе. Там мы применяем самые современные материалы в мире, на этой трассе будет оборудовано постоянное видеонаблюдение, различные световые табло, яркие дорожные знаки, современная разметка. Метеостанции тоже установим, чтобы водители могли знать, что их ждет впереди, оттепель или поземка. Словом, это будет суперсовременная магистраль, не хуже, чем в Европе. В октябре, я думаю, она уже будет готова.
— Да, это большая проблема. А ведь правила дорожного движения, так же как и устав воинской службы, писаны кровью. Висит, скажем, знак 40 км в час, а такой горе-водитель несется 120 км в час. И не понимает того, что знак не просто так повесили. Это значит, что впереди опасный участок дороги, на котором уже были смертельные случаи. Или, например, льет дождь проливной, видимости никакой, а они все равно едут. Ну встань ты на обочине, подожди десять минут, ливень кончится, и езжай себе дальше. Нет, у нас всем срочно надо. А в той же Европе, между прочим, в таких случаях просто трассу перекрывают, и все. И ничего, все стоят, ждут, потому что понимают — от этого зависит их жизнь.
— Зачем?
А ведь, как я уже говорил, дорожные знаки не для красоты на трассе стоят. В области есть очаги аварийности, и 90% из них расположены в радиусе 50 км от Новосибирска. Каждый год мы проводим работу, чтобы уменьшить число аварий: устанавливаем освещение, делаем новую дорожную разметку, устанавливаем дорожные заграждения и разделители, монтируем пешеходные переходы. Это огромная работа и огромные деньги. И очень хочется, чтобы люди понимали, что все это делается для их же пользы.