Бензиновые игры
— Сергей Григорьевич, к сожалению, с подобными явлениями приходится сталкиваться достаточно часто. Взять хотя бы рост цен на бензин. Почему так происходит и кто в этом виноват?
Есть целый перечень социально значимых для населения рынков товаров и услуг, за динамикой изменения цен которых мы постоянно наблюдаем, и если вдруг происходит их рост, наши специалисты проводят анализ, выясняют, каковы причины данного повышения. Если, допустим, тот или иной продукт подорожал вследствие роста оптовых цен, повышения тарифов на услуги естественных монополий или по другим подобным объективным причинам, тут мы не можем вмешиваться в экономику и повлиять на ценообразование. В случае выявления, допустим, картельного сговора между компаниями, в результате чего и произошел рост цен, это, как говорится, наши клиенты, и мы принимаем меры антимонопольного реагирования.
— Да. В ноябре прошлого года ряд предприятий, торгующих ГСМ, действительно сговорились поднять цены на топливо. Но, как я уже отмечал, установить этот факт было очень и очень непросто. Нашим специалистам пришлось одновременно выезжать на ряд автозаправочных станций различных фирм, чтобы убедиться, что цены поднялись в одно и то же время и примерно на одну и ту же величину, а затем, сопоставив ряд первичной документации, был сделан вывод об отсутствии в росте цен на ГСМ каких-либо объективных причин. А это и есть самый классический картель.
Когда мы стали разбираться с данной ситуацией, «нечистые» на руку фирмы пытались убедить наших специалистов, что они, мол, приобретали бензин по завышенным ценам. Тем самым пытались обвинить в повышении цен оптовиков. Но есть же фактуры, первичная документация… Словом, им это не удалось. Сейчас одни из них платят штрафы, а другие пытаются скрыться от закона. Мы их находим при помощи правоохранительных органов, чтобы призвать к административной ответственности, то есть оштрафовать и саму компанию, и её руководителя. Что ни говори, подобные меры (я имею в виду штрафы) все же служат определенным сдерживающим фактором.
— А кстати, насколько велики эти штрафы?
— Согласно действующему законодательству — от 1% до 15% от оборота предприятия за весь предыдущий год, но не менее 100 тыс. рублей. Понятно, у каждого предприятия оборот свой, соответственно, и штрафы разные. Если говорить о данном конкретном случае, то кому-то 130 тыс. рублей пришлось заплатить, кому-то — 150 тыс. руб. и т. д. Владельцы заправочных станций (я не имею в виду сети), как правило, индивидуальные предприниматели, а у них обороты не слишком велики.
— Все конкретно прописано в законе. В частности, имеет значение, как долго предприятие допускало нарушения на рынке, устранило ли оно последствия своих нарушений, исполнило ли наше предписание и многое другое. Критериев очень много. Чтобы было понятно, скажу так: сумма штрафа не назначается наобум, а четко высчитывается в каждом конкретном случае. Кстати, это один из антикоррупционных механизмов, заложенных в законе.
— Здесь тоже имел место сговор. В управление поступило несколько жалоб от граждан, считавших, что риелторы берут за свои услуги необоснованно высокий процент.
— Возможно, но только к нам никто до этого не обращался. Как выяснилось после проведенной проверки, каждое агентство, желающее вступить в ассоциацию, должно было подписывать соглашение, которое устанавливало единый для всех членов ассоциации процент за оказываемые услуги. Например, соглашением было рекомендовано при первичном контакте с покупателем объявлять одинаковый процент агентского вознаграждения, в частности, в зависимости от стоимости приобретаемого объекта недвижимости. Нам удалось это установить и доказать, что это антиконкурентные действия, а следовательно, нужно нести административную ответственность в виде штрафа, что они сейчас и делают.
— Да, это большая проблема, и мы будем проверять исполнение нашего предписания, но они по закону имеют право даже после решения суда в первой инстанции подать апелляцию, дождаться нового решения, подать кассационную жалобу… Иными словами, этот процесс может затянуться не то что на месяцы — на целые годы. А пока время идет, все остается по-старому. И это очень печально, потому что от этих действий страдают потребители, то есть, по сути, мы с вами.
— Еще одна больная для многих новосибирцев тема — это ЖКХ. Поступают ли вам подобные жалобы?
Наши специалисты усмотрели в этом нарушение законодательства, ведь при отсутствии приборов учета электрической энергии в местах общего пользования положено брать не по максимальной нагрузке, а по утвержденному тарифу, чего энергоснабжающей организацией сделано не было. Сейчас мы спорим по штрафу в суде. А вообще должен сказать, что многие поступающие к нам жалобы не всегда относятся к нашей компетенции. В этом случае мы обычно либо сами направляем их в нужные инстанции, либо рекомендуем гражданам сделать это самостоятельно и сообщаем им, куда именно необходимо обратиться. При этом, я хочу отметить, что жалоб и обращений очень много, и нагрузка у наших сотрудников огромная.
— Как правило, это юристы и экономисты. Наша работа имеет свою специфику. Вы не представляете, в чем только не приходится разбираться нашим специалистам! Пожалуй, УФАС — это единственная структура, сотрудники которой сами проводят расследование, производят разбор дел, выносят определенное решение, возбуждают и рассматривают административные дела, а потом еще и сопровождают эти дела в судах. Ответственность колоссальная, а вот зарплаты оставляют желать лучшего, поэтому многие опытные специалисты уходят. Мы не раз озвучивали эту проблему, в том числе и перед Президентом России, и хочется верить, что со временем эта ситуация изменится.