Новосибирск 8.1 °C

Было у отца три сына…

27.07.2012 00:00:00
Было у отца три сына…
В отличие от многих революционных топонимов улица Семьи Шамшиных, насколько нам известно, — единственная в России. Улица Семьи Шамшиных параллельна Красному проспекту и протянулась в Центральном районе Новосибирска от Каменской магистрали до железнодорожных путей на ул. Линейной.

На этой улице довольно пёстрый состав зданий, отражающий общую картину по Новосибирску: новостройки соседствуют с частными домами-развалюшками, доживающие последние дни в городской черте корпуса жиркомбината — с Театральным институтом, а Парк тропических бабочек — с инфекционной больницей и пожарной частью.

Семья Ивана Дмитриевича Шамшина — переселенцы из Тамбовской губернии. Глава семьи и сыновья — Василий, Иван и Григорий были, как раньше говорили, «профессиональными революционерами». Иван Дмитриевич строил первый мост через Обь, трудился плотником. Василий работал в торговой фирме купца Смоленцева, Иван продолжил династию, выбрал профессию отца. Их мать Анастасия Федоровна и сестра Евдокия работали по хозяйству.

Революционер Иван Шеин вспоминал: «В воскресные дни, а порой по вечерам и в будни, у Шамшиных на улице Логовской собиралась городская молодежь, приходили ребята из депо. Мы пели народные песни, читали произведения русских классиков, особенно любили Пушкина, Лермонтова и Некрасова, читали роман Войнич «Овод». Присмотревшись, Василий Иванович начал давать нам и политическую литературу — Дикштейна «Чем люди живы», Лафарга «Пауки и мухи» и другие произведения».

Василий заведовал расклейкой листовок и прокламаций в привокзальной части города, отвечал за распространение революционной литературы. С началом Первой мировой войны вёл агитацию в казармах. Практической смётки ему было не занимать. Один из перевалочных пунктов нелегальной литературы был организован в 1906 году в самом центре города — около вокзальной церкви. Революционеры скинулись и установили там палатку по продаже хлеба и кваса, выделив на первичный оборот 20 рублей. В палатке было две ямы: одна для хранения кваса, вторая для литературы. Посылки приходили из европейской части России вместе с медикаментами и через фельдшера переселенческого пункта, расположенного за линией железной дороги, распространялись Иваном Шеиным дальше через квасную палатку.

Второго сына Ивана Дмитриевича – Ивана — часто путают с другим революционером и его полным тёзкой. «Другой» Иван Иванович Шамшин (1835—1912) был народовольцем, но потом отказался от своих взглядов и вторую половину жизни прослужил председателем Петербургского окружного суда, председателем департамента Петербургской судебной палаты. Известен его портрет кисти Ильи Репина. Новосибирский Иван Шамшин принадлежал к большевикам и был расстрелян колчаковцами в 1918 году.

Василий Шамшин после революции 1917 года входил в состав Томского губернского исполкома Совета, был губернским комиссаром труда, секретарём совета профсоюза грузчиков, членом штаба Красной гвардии — вот далеко не полный круг его деятельности. В мае 1918 года, возвращаясь из Москвы со съезда комиссаров труда, Василий Иванович был арестован восставшими белочехами и в сентябре расстрелян.

Когда город опять перешёл в руки большевиков, немалую часть арестованных жителей так и не удалось обнаружить. Расстрелянных находили на берегу Каменки, в овраге в конце Вагановской улицы (теперь ул. Фрунзе), в застенках пересыльной тюрьмы и в арестантском доме (ныне ул. Щетинкина, 62), где колчаковцы перед отступлением ликвидировали всех заключённых с особой жестокостью: большинство были порублены шашками или заколоты штыками. Многим предварительно отрубали конечности и отрезали уши, нос, выкалывали глаза. Из найденных тогда 104 тел опознать удалось лишь 37 человек.

Василия Шамшина повели на расстрел в «пятёрке». Однако троим смертникам удалось бежать. Среди них был самый младший из братьев — Григорий. В архивах местной ячейки РСДРП сохранились сведения о том, как Григорий забежал в первый попавшийся двор, бросился в свинарник и с головой зарылся в кучу навоза. Преследователи вонзали в навоз штыки, но беглеца не обнаружили.

Отец, Иван Дмитриевич, спасся только потому, что в разгар колчаковщины по приказу товарищей по подполью отправился в Барнаул и только в 1919 году вернулся в Новониколаевск, где работал в различных советских органах: был народным судьей и членом Ипподромского райкома партии. Младший из Шамшиных, Григорий, после установления в Новониколаевске советской власти состоял в частях особого назначения ЧОН, занимался хозяйственной и кооперативной работой, погиб на фронте в 1943 году.

В 1935 году бывшая Логовская улица, на которой проживала семья революционеров, переименована в улицу Семьи Шамшиных. 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: