Сотрудники правоохранительных органов признают, что нынешние профессиональные автоугонщики — своего рода интеллектуалы преступного мира. В основном это мужчины до 30 лет с высшим техническим образованием, которые прежде не попадали в поле зрения полиции. На вооружении они имеют электронные устройства, стоимость которых сопоставима с ценой приличной иномарки.
Гаджеты для кражи
В наши дни профессионалы, способные «угнать за 60 секунд», пользуются код-грабберами. Такой гаджет может выглядеть по-разному, но часто он похож на обычный брелок для автосигнализации. Его стоимость — от 300 тыс. рублей. Преступник может находиться в нескольких десятках метров от цели, но «поймать» код при помощи этого миниатюрного оборудования.
— Если профессиональные автоворы серьезно подходят к делу, работают по заказу, то автомобиль уберечь практически невозможно. Сейчас в Новосибирске зафиксированы две группы таких профессионалов. Первая специализируется на угонах иномарок, стоимость которых от миллиона рублей и выше. Вторые ребята попроще. Они угоняют автомобили, цена которых в пределах пятисот тысяч. Но все зависит от заказа.
Прежде чем профессионал похитит автомобиль, он готовит на него документы. Зачастую бумаги ему предоставляет заказчик. Паспорт технического средства (ПТС) покупается у нужных людей. Данные легко подделываются. Однако в ПТС исправляют всего несколько строчек, а основной текст, чтобы не вызвать подозрений, сохраняют. Например, если в ПТС Land Cruiser 200 значится белый цвет, то автоворы будут выслеживать именно белый внедорожник и, в конце концов, все равно его угонят. К тому же сейчас в России упростилась система продажи автомобилей. Даже прежние госномера можно оставлять. Многие вообще покупают машины по доверенности и только позже узнают, что их покупка числится в угоне.
— Недавно в Новосибирске был угнан Nissan AD, — продолжает майор Саввин, — найти преступников по горячим следам не удалось. А через несколько дней хозяин узнал свою машину на улице и вызвал полицию. По документам получалось, что мужчина, сидевший в иномарке, является ее владельцем. Однако тот, у которого угнали машину, утверждал обратное. В итоге он оказался прав. Выяснилось, что его Nissan был угнан по заказу. Некий гражданин разбил свою машину в хлам, а документы на нее сохранил. Он заказал профессионалам точно такую же, перевесил на нее старые госномера и спокойно катался по городу. Хорошо еще, что номера на двигателе не успел перебить. В этом случае у настоящего владельца возникли бы серьезные проблемы. Такую машину, в случае чего, даже продать нельзя.
Кража автомобиля и угон, с точки зрения Уголовного кодекса, — совершенно разные вещи. Угон — это когда пьяная молодежь решила покататься на соседской «копейке», проехала сто метров и попала в ДТП. За это закон предусматривает условный срок лишения свободы. Кража — другое дело. За пять месяцев 2012 года только в Новосибирске зарегистрировано более 490 краж и угонов, то есть каждый день в городе похищают две-три машины. Правда, большинство автомобилей находятся быстро. А вот 195 вернуть не удалось.
Как же все-таки обезопасить автомобиль? Какую автосигнализацию выбрать? С этими актуальными вопросами корреспондент «ВН» обратился к майору Александру Саввину.