Приведем цитату: «В 2011 году экспертами был сделан вывод, что обеспечить осуществление модернизации ЖКХ и приостановить нарастание негативных тенденций в отрасли за годы реформ, начиная с 90х, не удалось. Коммуникации, сети, инженерные сооружения, в которые государство и собственники, приватизировавшие энергетическую отрасль в начале 90-х годов, на протяжении многих лет в необходимом объеме не вкладывали средства, существенно обветшали. С каждым годом ситуация с состоянием коммунальной инфраструктуры в стране ухудшается.
По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, в среднем по России в текущем году физический износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства превышает 60%. Новосибирская область не является исключением. Так, с 2005-го по 2010 год износ основных фондов в коммунальной сфере вырос с 47% до 53%, а по системе водоотведения и того больше: с 62% до 72%. При этом коэффициент обновления снизился с 10,8% в 2005 году до 3,5% в 2010 году».
«Взамен же предлагается механизм, который все проблемы по «недоремонту» жилищного фонда перекладывает на региональный уровень, а в последующем и вовсе на собственников жилья. С учетом перспективы введения единого налога на недвижимость такая финансовая нагрузка станет непосильной для многих граждан», — делают печальный вывод депутаты.
Депутаты предложили разработать долгосрочную целевую программу модернизации и реформирования ЖКХ на 2013—2023 годы, включающую в себя целый комплекс мер — от независимой экспертной оценки технического состояния всех объектов коммунальной инфраструктуры до механизмов повышения инвестиционной привлекательности сектора ЖКХ и использования государственно-частного партнерства.
— Губернатор поддержал решения, принятые комитетом, и подчеркнул, что ЖКХ должно быть приоритетным направлением в развитии области, — напомнил Дмитрий Козловский, заместитель председателя комитета. — Однако отражения этого приоритета в плане социально-экономического развития мы не увидели… Хочется, чтобы нас услышали. Чтобы замечания комитета — по поводу роста тарифов, укрупнения муниципальных образований и другие — были приняты во внимание.
Контроль —дело тонкое
Дело в том, что сегодня проверяющими инстанциями, в ведении которых находится муниципальный жилфонд, являются как органы муниципального жилищного контроля, так и органы государственного жилищного надзора — одновременно. Новый законопроект позволит избежать дублирования функций и сделает процесс контроля более эффективным.
По мнению начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Владимира Ряскина, законопроект понудит органы местного самоуправления активней заниматься своим жилым фондом.
— Это очень серьезный момент, — подчеркнул депутат. — Чтобы не происходило дублирования, чтобы не рождались дополнительные чиновничьи службы, мы постарались провести черту, определив, кто и за что должен отвечать в соответствии с федеральным законом.
— Закон неоднозначен. Принимая его, мы приводим областное законодательство в соответствие с федеральным, определяем порядок, который должен помочь нам разобраться в сегодняшней системе ЖКХ, — подытожил Евгений Покровский. И добавил, что «совершенствовать закон будет практика».
Приблизительно четверть обращений по вопросам ЖКХ, с которыми новосибирцы идут к депутатам, связана с порядком начисления выплат за вывоз твердых бытовых отходов, а также за пользование лифтовым оборудованием. Общеизвестно, что плата за сбор и вывоз ТБО определяется исходя из общей площади, которую занимают собственники помещений, — это соответствует правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме. Однако на практике выходит парадокс.
Новый законопроект позволит собственникам самим определять, какой именно должна быть доля участия по содержанию общего имущества для каждого из жильцов дома. Вопрос будет рассматриваться по-соседски и решаться на общем собрании собственников жилья.
Поможет ли законопроект утрясти проблемы? Или только обострит конфликты, возникающие между соседями? Вопрос остался открытым. Однако люди получат право выбора, а это уже немало.
По данным, предоставленным в Законодательное собрание Новосибирской области соответствующими ресурсоснабжающими организациями, степень износа основных фондов составляет:
в ОАО «Сибирская энергетическая компания» —59,12% (по состоянию на 1 января 2012 года);
в МУП г. Новосибирска «Горводоканал» — 70,6% (по состоянию на 1 июля 2012 года);
в ОАО «Региональные энергетические сети» — 61% (по состоянию на 1 июля 2012 года).