Новосибирск 2.7 °C

Главное — договориться

30.11.2012 00:00:00
Главное — договориться
Сегодня гость нашей редакции — директор агентства «Медассистанс» Елена Бобяк.Основу для беседы составили вопросы читателей, присланные на редакционую почту. Елена Анатольевна, во всем мире медицинские агентства, подобные вашему, оказывают посреднические услуги. Помогают, так сказать, наладить связь «пациент — врач». Неужели без посредников с врачом нельзя договориться?

 — Елена Анатольевна, во всем мире медицинские агентства, подобные вашему, оказывают посреднические услуги. Помогают, так сказать, наладить связь «пациент — врач». Неужели без посредников с врачом нельзя договориться? Ведь медицина — одна из самых регламентированных областей жизни с большим количеством законов, подзаконных актов, инструкций и т. д.

— Иногда без посредника просто не обойтись. Да и для того, чтобы «договориться с врачом», подчас необходима четкая инструкция: к кому обращаться, как действовать, что говорить, какие фразы использовать и т. д.

Кричать в кабинете врача или заведующего поликлиникой бесполезно. Врачи — люди закаленные. Можно даже сказать, тренированные. Они такие крики и угрозы слышат постоянно. Обращаться в суд — это вообще последнее дело. Потому что в суде выиграет не тот, кто прав, а кто свою правоту доказал с помощью правильно оформленных документов. В медицине это записи в медкартах, информированные согласия, назначенные обследования и результаты анализов. Если карта оформлена по правилам, то пациенту будет очень сложно доказать халатность врача. Лучше всего — сохранять спокойствие и начинать разговор с такой примерно фразы: «Я пришел не ругаться. Я пришел решить проблему цивилизованным путем». И подать письменное заявление на имя главврача. Если это не помогает, обращайтесь в страховую компанию, министерство здравоохранения Новосибирской области, прокуратуру, наконец.

— А подношения? В одном из интервью вы открыто соглашались с тем, что взятка — один из действенных методов добиться адекватного лечения.

— Взятка — это всегда плохо. Но если речь идет об экстренном случае, то все методы хороши.

«Дыхание лёгкое, хрипов нет»

— Новосибирцы часто жалуются на то, что врач на приеме, зачастую не глядя на пациента, пишет в карточке типовую «формулу»: «Дыхание легкое, хрипов нет, живот мягкий, при пальпации безболезненный, печень не увеличена и т. д.» Причем узнают пациенты об этом уже после приема, когда можно будет почитать амбулаторную карту. Зачем это пишется? Как можно узнать, что пишет врач в карте? Можно ли потом эти записи исправить?

— Эту «формулу» врач действительно обязан записать по нормативам. Но пациент имеет полное право ознакомиться с записью в карте. Можно прямо спросить врача: «Что вы пишете в моей карте? Какой у меня диагноз? Можно прочитать то, что вы написали?» И если вы не согласны с описанием вашего состояния, просите внести правки. Если врач отказывается, то схема та же — обращайтесь к главврачу с письменным заявлением и т. д.

— Почему бы тогда не ввести электронную карту пациента, где фиксировались бы все визиты, все диагнозы, назначения, вызовы «скорой помощи» и лечение в стационаре. То же описание «легкого дыхания» быстрее скопировать на компьютере, чем всякий раз писать от руки.

— Очень актуальный вопрос! Когда такое станет реальностью, это будет большим счастьем и для врачей, и для пациентов. Но на такую информатизацию отрасли пока средства не направляются. Хотя я считаю, что сейчас важнее направлять средства не на покупку оборудования, строительство зданий и зарплату, хотя и это тоже нужно делать. Сейчас гораздо важнее создать работоспособную систему взаимосвязи между больницами, врачами и т. д. А это уже вопросы менеджмента и логистики. Но до той поры, пока главным критерием эффективности программы модернизации здравоохранения будет освоение выделенных средств, ничего в системе не изменится. Потому что все остальное становится второстепенным. От этого страдают и врачи, и пациенты. Их просто сталкивают лбами в стиле: «Разбирайтесь сами».

— Поэтому сейчас выросло число судебных исков против врачей и клиник?

— Я уже говорила, что это худший метод поиска истины. Более сильные позиции не у того врача, который хорошо лечил, а у того, кто грамотно все записал в карте и отчете. Такая «судебная активность» привела к тому, что тяжелых больных очень сложно поместить в стационар — врачи просто боятся, что итогом будет очередное судебное разбирательство.

— Но если больной находится в тяжелом состоянии, а родственников к нему не пускают, где искать правду?

— Если в семье есть пожилые родственники и тяжелые больные, следует заранее оформить нотариально заверенную доверенность на представление интересов этого члена семьи во время лечения.

Кто виноват и что делать?

— Недавняя история с гибелью студента в больнице Академгородка опять подняла тему «Нельзя попадать в больницы на выходных». Где-то в мире существует такая же ситуация, когда во время национальных праздников или в выходные на всю больницу пара медсестер и один дежурный врач?

— Если болезнь хроническая, то во всем мире никаких новых назначений или особенного внимания к пациенту в выходные не будет. В экстренных случаях, конечно, действует другая схема оказания помощи. И научиться определять эту «экстренность» — вот самая важная задача.

— Может быть, причина в том, что эта больница ведомственная?

— Не думаю. Нет плохих или хороших больниц. Везде есть плохие или хорошие врачи. И подбор кадров больше зависит от главврача, чем от уровня зарплаты, месторасположения клиники и других факторов.

Заметная разница разве что между клиниками муниципального или федерального подчинения. Те же НИИ травматологии и ортопедии (НИИТО) или НИИ патологии кровообращения им. Мешалкина — разница между ними и муниципальными больницами видна даже невооруженным глазом.

— То, что ситуация с российской медициной непростая, видно по активности недовольных пациентов. Но неужели и врачей все устраивает?

— Конечно нет! Система пока работоспособна, но реформировать ее просто необходимо. Сейчас обсуждается очередная модель здравоохранения, и новосибирское врачебное сообщество уже подготовило несколько поправок к этому закону. Активно обсуждается открытие в Новосибирске первого хосписа для тяжелобольных и умирающих. Новосибирск — чуть ли не единственный крупный город в России, где при таком уровне развития медицины до сих пор нет хосписа. Надеюсь, в ближайшее время проблема будет решена — первые шаги для этого уже сделаны. 

Р. S. В одном из следующих номеров «ВН» читайте интервью с депутатом Государственной думы РФ Сергеем Дорофеевым, который расскажет о том, как профессиональное сообщество врачей добивается изменений законодательства, регламентирующего здравоохранение, направленных на повышение качества лечения.

Цифра

1 терапевт по нормативам Минздрава обслуживает 1700 человек. В течение года врач поликлиники должен написать более 60 форм отчетов. 12 минут отводится врачу на прием пациента в поликлинике.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: