— Елена Анатольевна, во всем мире медицинские агентства, подобные вашему, оказывают посреднические услуги. Помогают, так сказать, наладить связь «пациент — врач». Неужели без посредников с врачом нельзя договориться? Ведь медицина — одна из самых регламентированных областей жизни с большим количеством законов, подзаконных актов, инструкций и т. д.
— Иногда без посредника просто не обойтись. Да и для того, чтобы «договориться с врачом», подчас необходима четкая инструкция: к кому обращаться, как действовать, что говорить, какие фразы использовать и т. д.
— А подношения? В одном из интервью вы открыто соглашались с тем, что взятка — один из действенных методов добиться адекватного лечения.
«Дыхание лёгкое, хрипов нет»
— Эту «формулу» врач действительно обязан записать по нормативам. Но пациент имеет полное право ознакомиться с записью в карте. Можно прямо спросить врача: «Что вы пишете в моей карте? Какой у меня диагноз? Можно прочитать то, что вы написали?» И если вы не согласны с описанием вашего состояния, просите внести правки. Если врач отказывается, то схема та же — обращайтесь к главврачу с письменным заявлением и т. д.
— Очень актуальный вопрос! Когда такое станет реальностью, это будет большим счастьем и для врачей, и для пациентов. Но на такую информатизацию отрасли пока средства не направляются. Хотя я считаю, что сейчас важнее направлять средства не на покупку оборудования, строительство зданий и зарплату, хотя и это тоже нужно делать. Сейчас гораздо важнее создать работоспособную систему взаимосвязи между больницами, врачами и т. д. А это уже вопросы менеджмента и логистики. Но до той поры, пока главным критерием эффективности программы модернизации здравоохранения будет освоение выделенных средств, ничего в системе не изменится. Потому что все остальное становится второстепенным. От этого страдают и врачи, и пациенты. Их просто сталкивают лбами в стиле: «Разбирайтесь сами».
— Я уже говорила, что это худший метод поиска истины. Более сильные позиции не у того врача, который хорошо лечил, а у того, кто грамотно все записал в карте и отчете. Такая «судебная активность» привела к тому, что тяжелых больных очень сложно поместить в стационар — врачи просто боятся, что итогом будет очередное судебное разбирательство.
— Если в семье есть пожилые родственники и тяжелые больные, следует заранее оформить нотариально заверенную доверенность на представление интересов этого члена семьи во время лечения.
— Недавняя история с гибелью студента в больнице Академгородка опять подняла тему «Нельзя попадать в больницы на выходных». Где-то в мире существует такая же ситуация, когда во время национальных праздников или в выходные на всю больницу пара медсестер и один дежурный врач?
— Может быть, причина в том, что эта больница ведомственная?
Заметная разница разве что между клиниками муниципального или федерального подчинения. Те же НИИ травматологии и ортопедии (НИИТО) или НИИ патологии кровообращения им. Мешалкина — разница между ними и муниципальными больницами видна даже невооруженным глазом.
— Конечно нет! Система пока работоспособна, но реформировать ее просто необходимо. Сейчас обсуждается очередная модель здравоохранения, и новосибирское врачебное сообщество уже подготовило несколько поправок к этому закону. Активно обсуждается открытие в Новосибирске первого хосписа для тяжелобольных и умирающих. Новосибирск — чуть ли не единственный крупный город в России, где при таком уровне развития медицины до сих пор нет хосписа. Надеюсь, в ближайшее время проблема будет решена — первые шаги для этого уже сделаны.
Цифра
1 терапевт по нормативам Минздрава обслуживает 1700 человек. В течение года врач поликлиники должен написать более 60 форм отчетов. 12 минут отводится врачу на прием пациента в поликлинике.